ЗАСУЛИЧ, Вера Ивановна (29/VII 1849—8/V 1919), одна из первых и виднейших деятелей русского с.-д. движения. Род. в д. Михайловке (Смоленской губ.), в семье мелкопоместного дворянина. Отец 3. (отставной капитан) умер, когда ей было только 3 года, и 3. воспитывалась у родственников в имении Бяколове. В 1867 она сдала экзамен на звание домашней учительницы, около года служила письмоводителем у мирового судьи в Серпухове, потом работала в женской брошировочно-переплетной мастерской, основанной на артельных началах. В это время начинает складываться у 19-летней Засулич революционное мировоззрение. В конце 1868 3. познакомилась с С. Г. Нечаевым (см.), который пытался вовлечь ее в создаваемую им заговорщическую революционную организацию, но Засулич отказалась, считая его планы фантастическими, и согласилась лишь дать ему свой адрес для получения писем. За письмо, полученное от Нечаева из-за границы для передачи другому лицу, 3. была арестована 1 мая 1869 и находилась в заключении (в Литовском замке, затем в Петропавловской крепости) до марта 1871, затем была сослана в административном порядке в г. Крестцы (Новгородской губ.), потом в Тверь, а в 1872—в Солигалич (Костромской губ.). В декабре 1873 получила разрешение переехать в Харьков для поступления на акушерские курсы. В 1875 вошла в состав киевской народнической группы «бунтарей» (бакунистов), принимала участие в организации поселений в деревнях. В 1876 киевский кружок был разгромлен жандармами, в 1877 3. переехала в Петербург. 13 июля 1877 года по приказу Петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова был наказан розгами политический заключенный Боголюбов, «не снявший шапки перед необузданным самодуром; после этого в виде протеста начались в тюрьме беспорядки, жестоко усмиренные. 3., возмущенная этими событиями, 24/I 1878 явилась в приемную Трепова под видом просительницы и тяжело ранила его выстрелом из револьвера. Общественное мнение оказалось на стороне 3., суд присяжных оправдал подсудимую (31/III 1878). Публика встретила приговор восторженно. 3. была освобождена; жандармы пытались ее снова задержать, но это не удалось. Вскоре 3. эмигрировала в Швейцарию.
Покушение на Трепова и процесс Засулич ознаменовали известный поворот в рядах землевольцев в сторону усиления непосредственной революционной борьбы с правительством (хотя и не осознанной, как таковой), в сторону террора. Сама З. не была сторонницей террора как системы борьбы, опасаясь, что террор может помешать революционной работе среди масс. Возвратившись в 1879 в Россию, она после раскола «Земли и воли» примкнула не к террористам-народовольцам, а к Черному переделу (см.). В январе 1880 вновь эмигрировала в Швейцарию. В 1881—83 вместе с П. Л. Лавровым руководила заграничным отделом об-ва Красного креста Народной воли (помощь политзаключенным и ссыльным). В 1884 3. участвовала в создании социал-демократической группы «Освобождение труда» (см.), в рядах которой проходит и дальнейшая ее деятельность.
С 1884 начинается литературная деятельность 3. Она перевела нек-рые сочинения Маркса и Энгельса (с 1883 Засулич вела переписку с Энгельсом), в 1888 написала очерк истории 1 Интернационала, в 1890—«Революционеры из буржуазной среды», в 1890—92—литературно-критич. статьи в журнале «Социал-демократ». Вследствие преследования со стороны швейцарских и французск. властей Засулич вынуждена была в 1894 поселиться в Лондоне. Здесь она написала крупное сочинение о Ж. Ж. Руссо. В 1896 Засулич производила в Лондоне денежные сборы в пользу петербургских стачечников. Возвратившись в 1897 в Швейцарию, Засулич втягивается в повседневную работу группы «Освобождение труда», участвует в редактировании нелегального «Листка работника», пишет статьи (под псевд В. Иванов, Н. Карелин) в легальных марксистских журналах «Новое слово» (1897), «Научное обозрение» (1900). Три из этих статей литературно-критического характера (о Д. И. Писареве и др.), четвертая направлена против «ревизионистов» П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановского. В этот период 3. вместе с другими членами группы «Освобождение труда» борется против оппортунистического течения в рус. с.-д-тии—«экономизма»—и против «ревизионизма». В конце 1899 Засулич нелегально ездила в Россию для ознакомления на месте с настроениями работавших в России с.-д. и установления с ними непосредственной связи. В Петербурге она познакомилась с вернувшимся из ссылки В. И. Ульяновым-Лениным и Потресовым. Весной 1900 снова вернулась за границу, вошла в состав редакции «Искры» и «Зари». Сначала Засулич жила в Мюнхене, потом в Лондоне и Женеве, путешествуя вместе с редакцией «Искры». Литературная продукция Засулич в старой «Искре» (до II съезда) невелика: всего 8 статей. В «Заре» она поместила работу «Элементы идеализма в социализме» (против ревизиониста Бердяева) и нек-рые др. статьи. Во внутриредакционных конфликтах между Плехановым и Лениным (вопрос о партийной программе, аграрный вопрос) 3., входившая в состав комиссии, созданной для примирения проектов Плеханова и Ленина, в общем держалась примирительной тактики, склоняясь однако по существу спорного вопроса к точке зрения Плеханова. 3. участвовала в качестве одного из представителей российской соц.-д-тии на конгрессах 2 Интернационала: 1896, 1900 и 1904.
После раскола партии на II съезде (1903) 3. становится одним из лидеров меньшевизма, входит в редакцию новой меньшевистской «Искры». В конце 1905 (после манифеста 17 октября) 3. навсегда покидает эмиграцию и поселяется в Петербурге, перейдя на легальное положение. С этого момента ее роль как политического деятеля сильно уменьшается. В годы реакции она примыкает к правому крылу меньшевизма—ликвидаторству, порывая и с Плехановым, противником ликвидаторства. Во время империалистской войны Засулич снова на одной с Плехановым политической платформе: оба социал-шовинисты, сторонники войны с Германией до победного конца. В 1917 3. вошла в состав ЦК малочисленной и невлиятельной соц.-дем. группки «Единство», возглавлявшейся Плехановым и занимавшей ультрашовинистнческую и соглашательскую позицию. По отношению к Октябрьской революции 3. занимала резко враждебную позицию. Скончалась 3. от воспаления легких; похоронена на Волковой кладбище в Ленинграде.
Тот факт, что Засулич после раскола партии примкнула к меньшевикам и в дальнейшем стояла на правом фланге меньшевизма, отнюдь не случаен. Оторванная от рабочих масс и революционного рабочего движения, она не могла принять ленинскую идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции, перерастающей в революцию социалистическую. Вместе с остальными меньшевиками она отстаивала взгляд, по которому русская революция по своему характеру—типичная буржуазная революция, в к-рой гегемония должна принадлежать буржуазии, а пролетариат должен поддерживать ее в борьбе с царизмом. Роли крестьянства как союзника пролетариата 3. совершенно не понимала. В своих теоретических статьях она стремилась применить метод Маркса к анализу общественных и литературных явлений, но подлинная сущность диалектического материализма была ей чуждой, и она никогда не могла освободиться от влияния буржуазного идеализма.
Литературно-критическая деятельность 3. незначительна, развертывается она в период борьбы против народничества за марксизм. Это сказывается как на выборе объектов исследования, так и на характере и установке самой критики. В области художественной литературы Засулич берет такие произведения, к-рые дают ей возможность продолжать борьбу против народников и либералов. Отдельные произведения Степняка, Слепцова, Боборыкина, Писарева и Добролюбова являются для нее средством борьбы за марксизм, как его понимала тогда группа «Освобождение труда», средством разоблачения либеральных и народнических взглядов (В. В., Карышев, Протопопов, Скабичевский и др.), орудием в классовой борьбе. Необходимо однако отметить, что 3. уже и в этот период до раскола в русской с.-д. имеет ряд таких установок, к-рые позже переросли в меньшевизм. Борясь с народническими иллюзиями в области литературной критики, 3. шла к отрицанию крестьянства как резерва революции. Отсюда непонимание ленинской точки зрения на крестьянство и непонимание учения Ленина о двух путях буржуазного развития России, учения, являющегося ключом к уяснению роли и места отдельных социал. групп в революции. Защищая Писарева против либералов и народников, 3. берет его за одну скобу с Добролюбовым и Чернышевским. Она не вскрывает разницы между Чернышевским—Добролюбовым, идеологами крестьянской революции, и Писаревым, апологетом культурного капитализма. Литературно-критические статьи 3. писала в период работы с Лениным, когда она вела борьбу не только против народничества, но и против Туган-Барановского, Струве и др. После ухода к меньшевикам литературно-критическая деятельность 3. прекратилась, поэтому тенденции меньшевизма в ее литературной деятельности полного развития не получили.
Соч. 3.: Элементы идеализма в социализме, СПБ, 1906; Жан Жак Руссо, «Новая Москва», М., 1923: Вольтер (Жизнь и литерат. деятельность), СПБ, 1909; Сб. статей, т. I и II, СПБ, 1907; Воспоминания, М., 1931; [Письмо] В. Засулич—К. Марксу и ответ Маркса, в кн. Архив К. Маркса и ф. Энгельса, кн. 1, 3 изд., М., 1930, стр. 265—286.
Лит.: Владиславлев И. В , Русские писатели, 1 изд., 1924; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. П. К. Пиксанова, 4 изд., М.—Л., 1928; Ковалевский М., Русская революция в судебных процессах и мемуарах, кн. 2—Дело Веры Засулич. М., 1923; Федорченко Л. С. [Н. Чаров], Вера Ивановна Засулич, М., 1926; Группа «Освобождение труда» (из архивов Г. В. Плеханова, В. И. Засулич и Л. Г. Дейча). Сб. № 1-6. М.-Л., 1924—28; Степняк-Кравчинский С. М., Подпольная Россия, Л., 1929.