КРОНШТАДТСКИЙ МЯТЕЖ. Кронштадтский мятеж имел место 2—17 марта 1921 среди матросов фортов и кораблей, был подготовлен иностранной и отечественной контрреволюцией, использовавшей недовольство, охватившее некоторые слои крестьянства вследствие истощения страны после 4 лет империалистической и 3 лет гражданской войны. «Совершенно ясно, что тут работа эсеров и заграничный белогвардейцев, и вместе с тем движение это свелось к мелкобуржуазной контрреволюции, к мелкобуржуазной анархической стихии... Мы видели мелкобуржуазные, анархические элементы в русской революции, мы с ними боролись десятки лет... Все они приходили с лозунгами равенства свободы, учредилки и они не один раз, а много раз оказывались простой ступенькой, мостиком для перехода к белогвардейской власти» (Ленин, Сочинения, том XXVI, стр. 214—215).
Определенную роль в развитии антисоветской агитации среди матросов и в отрыве масс их от партии сыграла фракционная борьба предателей троцкистов и бухаринцев, проводившаяся ими во время профсоюзной дискуссии в конце 1920 и в начале 1921. Подготовка к мятежу велась задолго до него. По поводу положения в стране зарубежная контрреволюционная печать подняла кампанию лжи. Еще за 17 дней до начала мятежа в парижских газетах сообщалось, что в Кронштадте началось восстание. Изменение социального состава кронштадтского гарнизона содействовало успеху контрреволюции. Лучшие силы Балтфлота к этому времени ушли на фронты. Командование флота усиленно подбирало в него наименее устойчивые в политическом отношении кадры. В состав новых комплектований флота частично входили деклассированные элементы, среди которых развернули свою контрреволюционную агитацию эсеры, меньшевики, анархисты. Троцкий и Зиновьев, впоследствии очутившиеся в лагере контрреволюции и германо-японских шпионов и диверсантов, имея сообщения о готовящемся мятеже, скрыли это от партии и правительства; когда же восстание началось, то своевременно не приняли необходимых решительных мер к его подавлению. Организаторы мятежа по возвращении делегатов, посылавшихся в Петроград для антисоветской агитации среди рабочих, пустили провокационный слух о восстании в Петрограде и на собраниях на линкорах «протолкнули» эсеровскую резолюцию, основные положения которой совпадали с положениями платформ троцкистско-бухаринской оппозиции. 1/III на многотысячном митинге в Кронштадте выступил М. И. Калинин. После отъезда т. Калинина организаторы мятежа, выдвинув лозунг свободной торговли, «свободных» советов и др., старались вызвать в массах недовольство Советской властью, маскируясь лозунгом «за Советы, но без коммунистов». 2/III организаторы мятежа арестовали комиссара флота Н. Кузьмина и др. и оформили создание «ревкома» во главе с эсером Петриченко. Через Финляндию была установлена связь с иностранными интервентами и белогвардейщиной за рубежом. Был образован штаб во главе с ген. Козловским. — Обстановка чрезвычайно осложнилась тем, что началось уже таяние льда, наступила оттепель, возможность вскрытия залива грозила отрезать Кронштадт от Петрограда и исключила «бы сухопутные операции против Кронштадта, в котором находились суда всего Балтфлота. Опираясь на этот флот и неприступный Кронштадт, империалисты могли непосредственно угрожать Петрограду и начать новый поход против Советской страны. Необходимо «было возможно скорее ликвидировать мятеж. В виду отказа мятежников сдаться решено было начать наступление на Кронштадт. Решающую роль в подавлении мятежа сыграло прибытие выделенных X Съездом партии 300 депутатов во главе с т. Ворошиловым. Влившись в части, они проделали основную работу по поднятию боеспособности частей, — укрепив в них уверенность в победе.
Огромная работа была проведена непосредственно товарищем Ворошиловым, возглавлявшим части в качестве члена РВС решающей юж. группы, указавшим наиболее целесообразные мероприятия по организации штурма и разработавшим оперативный план действий против мятежников. Силы мятежников доходили до 10.000 чел., в их распоряжении было 68 пулеметов и 135 орудий. Открытые подступы ледяного поля чрезвычайно осложняли и затрудняли организацию атаки. Был подготовлен штурм морской крепости. Первая атака 8/III выявила необходимость увеличения сил и средств и специальной тактической подготовки войск для успешного действия в своеобразной обстановке открытой ледяной равнины. В помощь действующим войскам были вызваны новые части, авиация, артиллерия. 16/III начался усиленный артиллерийский обстрел Кронштадта и его фортов и действия самолетов. В ночь на 17/III было предпринято наступление по льду Финского залива двумя группами войск от Ораниенбаума и Сестрорецка. Войска двинулись к Кронштадту под покровом ночи, в белых халатах, по начавшему уже в некоторых местах таять льду. Прожекторы мятежников освещали ледяную равнину, пытаясь обнаружить наступавших. Преодолевая огненный вал пулеметов и орудий и проволочных заграждений, красные войска юж. группы к рассвету подошли к Кронштадту и стремительным натиском ворвались в город. 17/III на улицах Кронштадта загорелся ожесточенный бой. Красными войсками в этом бою непосредственно руководил т. Ворошилов. На северные форты Кронштадта в это время наступали курсанты. Ворвавшись в ночь на 18/III в город, герои курсанты захватили штаб крепости. Команды линкоров «Петропавловск» и «Севастополь», арестовав своих главарей, сдались. Часть мятежников с руководителями мятежа бежала в Финляндию. 18/III Кронштадт снова стал советским. Заграничная эмиграция встретила К. м. радостным воем. Капиталисты, кадеты и эсеры во главе с Черновым, к-рый по сему случаю прибыл в Ревель, в экстренном порядке готовили продовольственную помощь мятежникам. Милюков, учитывая политическую ситуацию и рассчитывая на дальнейшее развитие мелкобуржуазной контрреволюции, выдвинул спекулятивный лозунг «Советы без коммунистов»; однако волнения, имевшие кое-где место весной 1921 после Кронштадтского мятежа, исчерпали себя и завершились ликвидацией «антоновщины» и одиночных бандитских шаек на Украине. Ленинская политика нэпа отняла всякую почву у контрреволюционеров для агитации в деревне и под руководством пролетариата укрепила союз рабочего класса и крестьянства.