БСЭ1/Марна

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

МАРНА (Marne), в древности Матрона, река во Франции, правый приток реки Сены. Берет начало на плато Лангр, на высоте 381 м над уровнем моря, в 5 км к Ю. от города Лангр. Впадает в Сену у Шарантона, в 2 км от Парижа. Длина — 525 км; площадь бассейна — 12.674 км². Важнейшие притоки М.: Роньон, Орнен, Урк — справа и Блез, Гран Морен — слева. М. судоходна от г. Эперне (на 183 км); •благодаря боковому каналу судоходство возможно на 364 км от устья. М. соединена каналами с рр. Рейном, Саоной и Эном.

Во время первой мировой империалистич. войны на М. произошло историч. сражение между вооруженными силами Антанты (Франции и Англии) и Германии. В августе 1914, после пограничного сражения на всем 340-километровом фронте зап.-европ. театра, левофланговые армии Антанты от Вердена до Монса начали отходить на юг, чем определилось полное крушение планов первоначальных операций франц. командования (Жоффр, см.). Германские армии, получив приказание 27/VIII о безостановочном преследовании противника в общем направлении на Париж, продолжали выполнение общей идеи плана Шлиффена. Однако, переоценив свои успехи и степень расстройства англо-французских армий, германское командование вместо систематического усиления правого (ударного) крыла своих армий на направлении главного удара сделало две ошибки: 1) решило развить успех на своем левом фланге в Лотарингии, т. е. против сильно укрепленного района Верден — Эпиналь; 2) из армий правого крыла, и без того ослабленного отвлечением трех корпусов в тыл против крепостей Антверпен и Намюр, перебросило два корпуса на помощь VIII армии в Восточную Пруссию. В то же время франц. командование, быстро взяв в руки управление армиями союзников, стремилось возможно скорее приостановить отступление, задавшись целью дать маневровой группе время собраться на левом фланге.

Общее направление маневру германских армий давала I герм. армия на заходящем правом фланге. Командир I герм. армии ген. Клук, 30/VIII перейдя верхнюю Сомму, начал сворачивать свою армию влево, сначала в направлении на Ю., а затем даже на Ю.-В. Это изменение направления было санкционировано Мольтке. Таким образом, Париж, который лежал в районе герм. захвата, оказался вне его. Германская армия устремилась в промежуток между Парижем и Верденом, и Париж оказывался на фланге фронта герм. армий, а союзные армии из положения охватываемых переходили в положение охватывающих, тем более что к С. от Парижа собралась вновь сформированная 2/IX в районе Амьена VI армия Монури, подчиненная губернатору Парижа ген. Галиени. 4/IX ген. Мольтке принял решение: I и II герм. армиям занять оборонительное положение фронтом к Парижу; III армии продвигаться на Ю.; IV и V армиям наступать в ю.-в. направлении, чтобы облегчить VI армии переход через Мозель между Тулем и Эпиналем. Таким образом, Мольтке совершенно отказался от охвата левого франц. фланга и обхода Парижа. Получилась раздвоенность оперативного замысла, клонившегося отныне к прорыву неприятельского центра, но недостаточными силами и без резервов. Недооценивая значение укрепления района Парижа на правом фланге всего фронта герм. армии, обеспеченного лишь одним 4-м резервным корпусом ген. Гронау, оставленным между М. и Уазой, Клук с остальными своими тремя корпусами, еще до получения директивы Мольтке 4/IX, перешел р. М. Французское главнокомандование получало точные сведения от своей разведки о движении герм. колонн, подставлявших под удар свой правый фланг. Это позволило Жоффру своевременно остановить отступление союзных армий и 4/IX отдать приказ о переходе в наступление утром 6/IX. К вечеру 5/IX общий фронт союзных армий занимал изломанную линию от Парижа на Верден, Бельфор (610 км). Участок Париж — Верден (260 км) стал фронтом сражения на М., на к-ром развернулись шесть союзных армий, 17 корпусов, 16 отд. пехотных дивизий и 10 кав. дивизий — всего 550 тыс. человек при 3.000 орудий, против 7 германских армий, 24 корпусов, 1 пехотной и 7 кавалерийских дивизий — всего 470 тыс. человек при 3.484 орудиях.

Таково было положение, когда авангард Монури вечером 5/IX завязал в районе р. Урк бой с 4-м резервным корпусом Гронау. Этот бой сразу открыл перед Клуком обстановку и указал на опасность, к-рая сложилась для всего фронта. Клук принял немедленное решение в ночь на 6/IX отвести за М. 2-й корпус, чтобы в тот же день оказать содействие 4-му резервному корпусу. Вслед за тем Клук отвел и остальные три корпуса, оставив против англ. армии и левого фланга V франц. армии только кавалерийский корпус Марвица. Начавшееся 5/IX сражение на р. Урк протекало 6, 7 и 8 сентября при последовательном усилении обеих сторон. 9/IX Клуку удалось охватить армию Манури с С., потеснить ее; но к этому моменту общая обстановка сложилась для германцев неблагоприятно: 40-верстный промежуток между армией Клука и соседней с ней II армией ген. Бюлова запирался только 2 кавалерийскими корпусами, которые 6/IX задержали с трудом перешедшую в наступление англ. армию. Эти корпуса 7/IX и 8/IX удерживались на М., но 9/IX должны были уступить переправы на М. от Ла-Ферте до Шато Тьери союзникам. Правый фланг армии Бюлова, атакованный и охваченный двойными силами V франц. армии ген. Франше д’Эспере, должен был отступить назад и привлечь к себе резервы со всего фронта армии, что заставило прекратить развитие успехов на левом крыле И армии и в III армии. На фронте IV и V герм. армий имелись умеренные успехи; прорыв же маас-мозельского франц. фронта не удавался. В таких условиях уже 8/IX высшее герм. командование отказалось от продолжения атаки VI и VII армией на лотарингском фронте. Эти армии должны были быть сведены в одну и перейти к обороне, а за счет выделения из них сил сформирована новая VII армия за угрожаемым правым крылом германцев. 9/IX Бюлов узнал от воздушной разведки, что 5 больших неприятельских колонн подходят своими головами к р. М. на участке разрыва между I и II армиями. Поэтому Бюлов отдал приказ об отступлении всей армии на р. М. В результате создавшегося 9/IX положения на герм. фронте 3 правофланговых герм. армии начали отходить на С.: I армия — к Нижнему Эну, II — за Марну, III — к Марне, причем последняя в ночь с 9/IX на 10/IX прекратила отступление. Остальные две — IV и V — армии получили приказание возобновить совместно с III армией наступление. Другая сторона — союзные англо-французские армии — ни вечером 9/IX ни в ночь с 9/IX на 10/IX не предприняли никаких попыток к преследованию германцев.

Последствия Марнского сражения были чрезвычайно велики. Скорого окончания войны, на чем был построен весь план герм. генштаба, достичь отныне было невозможно. Предстояла длительная борьба, требующая огромных материальных средств. Неизбежен был переход к позиционной войне, тем более что на стороне обоих противников уже 8/IX обнаружился недостаток артиллерийских снарядов.

К последствиям «Марны» нужно отнести и изменение политической обстановки. Британское правительство поняло необходимость настойчивой и энергичной подготовки войны на материке и создания большой сухопутной армии. Возникла программа формирования «новой армии Китченера» в 26 армейских корпусов. Колебания Италии прекратились, и если она не сразу вышла из состояния нейтралитета, то только потому, что хотела получить большую компенсацию от Антанты.