БСЭ1/Мартынов, Александр Евсафьевич

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

МАРТЫНОВ, Александр Евстафьевич (1816—1860), знаменитый рус. артист. Родился в Петербурге; детство и молодость провел в бедности. В театральном училище, куда удалось попасть М., он привлек внимание балетмейстера Дидло и под его руководством сделал большие успехи в балете. После отставки Дидло М. взял к себе в ученики известный актер и автор водевилей П. А. Каратыгин. В 1835 М. с исключительным успехом выступил в водевиле «Филатка и Мирошка». М. становится любимцем публики и исполняет множество ролей в водевилях («Лев Гурыч Синичкин» и др.), проявляя в них виртуозную способность перевоплощения, изумительное мастерство мимики, жеста и движения. Но М. не удовлетворял бессодержательный водевильный репертуар; он утверждал, что «такими пьесами унижается искусство». Задолго до Достоевского, Тургенева и Островского М. из скудного литературного материала исполняемых на сцене пьес создал потрясающий образ пасынка жизни, жертвы социального гнета правящих классов, и дал много вариаций этого образа. Выступая в роли Ладыжкина в пьесе «Жених из долгового отделения» Чернышева, М., по словам академика П. Соколова, «изобразил полный тип Акакия Акакиевича: это был рисунок из Гоголя». Крупнейший художник-гуманист, М. обладал даром вызывать гоголевский «смех сквозь слезы» и превращать смех в слезы.

Появление в 1850-х гг. пьес Островского, Тургенева, А. Потехина подняло искусство М. на высшую ступень. Н. Г. Чернышевский считал, что М. «разрушил рампу с прямотой и глубиной гениального художника», т. е. сумел правдиво показать на сцене жизнь людей своего времени. Глубоким реализмом своей игры, способностью к широкому обобщению в сценических образах типичных черт окружающей действительности и потрясающей силой переживания М. произвел настоящий переворот на сцене Александрийского театра. Появление М. в роли Михайлы («Чужое добро в прок не идет» А. Потехина) было событием: в первый раз на сцену вышел рус. крестьянин не потешать, не выражать верноподданнические чувства, а жить так, как он живет в крепостной деревне. Творчество М. «было живым протестом против крепостного права» (А. Потехин). На торжественном обеде, данном М. в 1858 писателями во главе с Островским, Некрасовым, Тургеневым, было отмечено высокое художественное и общественное значение творчества М. Вручая М. адрес от писателей, Островский в своей речи сказал: «Вы не оскорбляли автора, вырывая из роли серьезное содержание. Ваша художественная душа всегда искала в роли правды и находила ее часто в одних намеках. Вы помогали автору, Вы угадывали его намерения». Мартынов воплотил на сцене лучшие прогрессивно-освободительные тенденции классической русской литературы. — В 1860, во время гастрольной поездки по России, Мартынов скончался в Харькове от туберкулеза. Похороны Мартынова в Петербурге превратились в молчаливую демонстрацию общественного сочувствия артисту, ярко отразившему в своем творчестве протест народных масс против гнета самодержавия.

Лит.: Сто лет. Александринский театр, Л., 1932; Долгов Н., Александр Евстафьевич Мартынов. Очерк жизни и опыт сценической характеристики, СПБ, 1910; Брянский А., Общественное значение творчества Мартынова, «Временник Русского театрального общества», М., 1924, кн. 1.