ПАТРИАРХ, высший церковный титул, присвоенный епископам крупнейших христианских церквей. Выделение нек-рых епископий как главенствующих произошло уже на 1-м Вселенском соборе. Халкедонским собором в 451 патриарший титул был присвоен 5 главным епископиям — римской, константинопольской, александрийской, антиохийской и иерусалимской. Политическая роль каждой из этих церквей была далеко не одинакова. Возвышение константинопольской епископии вызвало резкий протест со стороны римской церкви. Римские папы настаивали на подчинении себе константинопольской церкви как «дочери» римской церкви. В свою очередь, в возвышении константинопольской церкви заинтересованы были византийские императоры, так как независимость церкви способствовала возвышению императорской власти. Константинопольская церковь, в отличие от римской, находилась в полном подчинении светской власти; во главе константинопольской церкви стояли и управляли ее делами византийские императоры.
Борьба за признание константинопольской церкви равной римской, борьба за название патриарха «вселенским» была не узко церковной борьбой, а связана была с вопросом о взаимоотношении светской и церковной власти. В период завоевания Константинополя римской церковью была сделана попытка подчинить восточную церковь западной. Борьба за первенство между римскими и константинопольскими П. окончилась разделением церквей. Остальные патриархи: антиохийский, иерусалимский и александрийский большого политич. влияния не имели и во всем зависели от константинопольского П., бывшего крупнейшей политической силой. После завоевания Константинополя турками (1453) константинопольский П., сохранив свою власть над всем православным населением Оттоманской империи, в свою очередь, подчинен был туркам-мусульманам. Всеми делами П. фактически управлял «великий логофет», светский чиновник, ставленник турок.
В непосредственной зависимости от константинопольского патриарха находилась также и православная церковь в России. В первые века христианства на Руси константинопольский П. принимал близкое участие в делах русской церкви, назначая своих ставленников на митрополичьи кафедры в России, утверждая кандидатов, предложенных великим князем, и отвергая неугодных ему кандидатов. Возвышение власти московского князя и централизация церковного управления вызвали стремление светской власти к освобождению церкви от константинопольской зависимости. С учреждением в 1589 патриаршества русская церковь стала совершенно независимой от константинопольской. Кандидат в патриархи Иов был предложен царем, и собор митрополитов и епископов, проведший «избрание» первого патриарха, лишь выполнил царскую волю. Учреждение патриаршества способствовало дальнейшей централизации церковного управления и усилению царской власти в делах церкви. Лишь один раз была сделана попытка объявить власть П. выше царской. С теорией, что «священство выше царства, елико земля от неба», выступил в 17 в. патриарх Никон (см.). Попытка Никона объявить власть П. выше царской кончилась для него неудачно, собор 1667, по предложению Алексея Михайловича, осудил — Никона и подчеркнул, что власть над церковью принадлежит царю.
П. в России был одним из крупнейших помещиков-феодалов и владел огромным количеством десятин земли и крепостных. Огромное патриаршее хозяйство управлялось по тому же образцу, как управлялись государственные земли, — через приказы и разряды (судный, казенный, дворцовый и др.). В пределах своей области П. обладал исключительными правами. Эксплоатация крестьян, живших на патриарших землях, и жестокое обращение с ними не раз вызывали волнения и восстания крестьян. Патриарха обслуживал огромный двор, организованный по образцу царского двора. — Патриарх принимал активное участие в политической жизни страны, нередко становясь на сторону врагов русского народа. Рязанский архиепископ Игнатий, избранный затем, после патриарха Иова, на патриарший престол, активно поддерживал ставленника польских интервентов Лжедмитрия. Патриарх Гермоген вначале поддерживал ставленника поляков Владислава. Лишь после того, как весь народ встал на борьбу против польских интервентов, Гермоген перестал поддерживать польского ставленника. Последние патриархи — Иоаким и Адриан — поддерживали старую партию, боровшуюся против сближения России с Западом. Патриарх Адриан принимал активное участие в борьбе боярской и дворянской знати, объединившейся вокруг сына Петра, Алексея, против Петра.
Участие последнего П. в борьбе старинной знати против Петра определило отношение Петра к патриаршеству. Огромные патриаршие владения были Петром отобраны и переданы государству, из этого фонда дворяне стали получать земли за свою службу царю. Вслед за ликвидацией патриаршего землевладения было окончательно ликвидировано и само патриаршество. Для управления церковными делами — по образцу прочих коллегий — был организован Синод (см.), во главе которого был поставлен обер-прокурор, царский чиновник.
Патриаршество было возрождено в 1917—18 для борьбы с Советской властью. Заседавший в Москве в 1917—18 т. н. поместный собор православной церкви избрал патриархом Тихона (Белавина), к-рый должен был сплотить все контрреволюционные силы, боровшиеся с Советской властью. Новый патриарх активно выступал против Советской власти, призывая к сплочению все контрреволюционные элементы; во время гражданской войны Тихон руководил вредительской, контрреволюционой деятельностью церковников на территории Советской страны и входил в непосредственные сношения с интервентами. Контрреволюционная деятельность последнего П. была вскрыта пролетарским судом.