Введение в археологию. Часть I (Жебелёв)/12

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Введение в археологию. Часть I. История археологического знания — IV. Археология в XIX и XX в.в. на Западе . — 12. 50-е и 60-е годы. Об‘единенная Италия. Исследование Помпей и Рима. Доисторическая археология
автор Сергей Александрович Жебелёв (1867—1941)
Опубл.: 1923. Источник: С. А. Жебелёв Введение в археологию. Часть I. — Петроград, 1923.

[46]12. Пятидесятые и шестидесятые годы XIX в. были, в особенности, благоприятны для того, чтобы поставить занятия археологией на вполне солидную базу, расширить ее пределы и подготовить тот пышный ее расцвет, которым ознаменовались последние полвека. В политическом отношений особенно плодотворным для археологических занятий было последовавшее, в 1861 г., об‘единение Италии — факт тем более важный, что археология, как мы видели, зародилась в Италии и, в течение длинного ряда веков, успела пустить в ней глубокие корни. Однако, вследствие политической раздробленности ее, научная работа там не могла быть налажена в таком размере и с такою планомерностью, как это было, напр., во Франции. К археологической работе в Италии приходилось привлекать, по необходимости, иноземные силы, группировавшиеся, главным образом, вокруг римского Института Археологической Корреспонденции. Но влияние Института, естественно, не могло распространяться на всю территорию Италии, и южная, например, ее часть стояла почти совершенно вне этого влияния. После того, как произошло об‘единение Италии, дело быстро наладилось. Прежде всего было обращено самое серьезное внимание на систематическое и планомерное, путем раскопок, исследование Помпей, суливших такую массу ценного археологического материала. Во главе помпеянских раскопок поставлен был Джузеппе Фиорелли (Fiorelli), обладавший большою энергией и крупным организаторским талантом. Его ведению подчинен был и Неаполитанский музей, в котором вновь открываемые помпеянские древности сосредоточивались по-прежнему. Фиорелли удалось создать повсюду в Италии целую плеяду энергичных помощников. Наряду с Помпеями, обращено было серьезное внимание на исследование самого Рима как в топографическом, так и в археологическом отношениях, для чего организована была особая „Римская археологическая муниципальная (позже коммунальная) комиссия“, в которой вся работа была централизована. Одновременно с исследованном исторического прошлого Италии положено было начало и работам в области ее так наз. доисторической археологии. [47]

Термин „доисторическая археология“ — термин неудачный, вследствие его расплывчатости и неопределенности. Под „доисторией“ или „преисторией“ (Praehistorie) понимается обыкновенно исследование того периода в жизни того или иного народа, той или иной страны, от которого не сохранилось письменных памятников, а имеются памятники исключительно вещественные, притом характера примитивного и большею частью лишенные художественной обработки. Таким образом, в этом смысле понятие „доисторический“ совпадало бы, отчасти, с понятием „первобытный“, и с доисторической археологией, пожалуй, правильнее было бы связывать представление о таком отделе археологической науки, который занимается исследованием первобытных древностей. На самом деле, к области доисторической археологии стали относить все такого рода остатки человеческой культуры, которые не укладываются в рамки ее истории, и под доисторической археологией в этом смысле склонны понимать историю так наз. первобытной культуры, к которой, в зависимости от различных точек зрения, причастны весьма различные науки: антропология, краниология (наука о черепах), палеонтология, геология, этнология, история первобытной религии и т. п. Ясное дело: периоды первобытной культуры для отдельных стран и народов далеко не совпадают в хронологическом отношении; поэтому и памятники, принадлежащие к числу доисторических или первобытных, для различных стран и народов допускают самую разнообразную датировку, на основании самых разнородных признаков. В общем, должно лишь подчеркнуть, что всякая датировка таких памятников всегда может и должна быть лишь датировкой приблизительной, в пределах не только столетий, но даже иногда и тысячелетий.

Интерес к памятникам первобытной культуры проявился, режде всего, на севере Европы, в Скандинавских странах, где памятники эти сохранились в наиболее значительном и разнообразном виде. Там же положено было начало и научной разработке доисторической археологии. В 1832 г., датский ученый Томсен (Chr. J. Thomsen) установил три „главных“ века ее: каменный, бронзовый и железный, в зависимости от того материала, который являлся особенно характерным для каждого из упомянутых веков. Прежде всего наиболее ясно обрисовалась та эпоха каменного века, которая позлее получила наименование „неолитической“, младшей, в противоположность, „палеолитической“, старшей[1]. Для [48]неолитической эпохи наиболее характерными являются так наз. мегалитические памятники — постройки из огромных каменных глыб. Они встречаются чаще всего в Скандинавии и в западной Франции и называются или менгирами (отдельные вертикально поставленные колоссальные глыбы), или кромлехами (каменные круги, выведенные из таких глыб), или дольменами (простые каменные помещения, служившие гробницами[2].

Из датских ученых первым предпринявшим раскопки северных курганов был Ворсо (I. J. A. Worsaae). Раскопки эта обогатили Копенгагенский музей богатейшими коллекциями, на основании которых можно проследить развитие культуры на севере. Ворсо составил описание этого музея, имеющееся и на русском языке (Северные древности Королевского музея в Копенгагене, II. 1861[3]).

Для изучения древностей Швеции много потрудился Оскар Монтелиус (Montelius)[4], Норвегии — Риг (О. Rygh)[5].

Главным центром находок памятников палеолитической эпохи была, в средине XIX в., Франция, в особенности ее юго-западная часть, до Пиренеев, где много находок дали открытые там пещеры[6]. Тогда же в Швейцарии открыты были первые свайные постройки, число которых стало быстро увеличиваться и за пределами Швейцарии, особенно в долине По, где оне оказались и на озерах (так наз. палафиты) и в долинах (так наз. террамары). Чрезвычайно важное значение для доисторической археологии имело открытие, в 1846 г., древнего могильника, расположенного выше Галльштатта, городка в Верхней Австрии, раскопки которого продолжались, затем, в течение почти 20 лет. Этот могильник дал всей открытой здесь культуре название Галльштаттской[7]. Произведения ее были открыты повсеместно в Альпах и далее на запад, вплоть до Бургундии, и на восток, вплоть до Венгрии и Боснии. Особенно же богато Галльштаттская культура оказалась представленной к югу от Альп, [49]в местностях по течению По, где, в 1853 г., открыт был подобный же могильник в Вилланове, около Болоньи, а в 1865 г. в находящемся по соседству с Виллановой Марцаботто[8]. К более позднему времени, чем Галльштаттская культура, относится культура, получившая название культуры Ла-Тэн, по имени местечка на берегу озера Невшателя, La Tène, где, в средине 70-х г.г., сделаны были любопытные находки, познакомившие нас с национальным искусством кельтских народов.

Итак, к 70-м г.г. заложены были прочные основы доисторической археологии. Число памятников ее сильно возросло; их начали распределять по определенным группам и в каждой из таких групп систематизировать, подвергать детальному анализу. Но подводить итоги всем достигнутым успехам было еще преждевременно, так как многие вопросы, и вопросы существенные, в области доисторической археологии могли быть только намечены. Разрешения их приходилось ждать от будущих исследовании. Как бы то ни было, наше знакомство с вещественными памятниками старины восходило теперь в такую глубь веков по сравнению с известными до того памятниками классической археологии, о какой и мечтать еще было нельзя в начале XIX в.

Примечания[править]

  1. Наименования эти установлены были Джоном Лёббоком (Lubbok), в сочинении „Prehistorical times, as illustrated by ancient remains and the manners“ (Лонд. 1865); книга имеется в русском переводе.
  2. См. J . Fergusson. Rude stone monuments in all countries, their age and uses, Лонд. 1872 (имеется франц. перевод: Les monuments mégalitiques de tous pays, leur âge et leur destination).
  3. Другие труды Ворсо перечислены в XI т. НЭС.
  4. Antiquités suédoises, Стокг. 1873. Монтвлиус — один из выдающихся знатоков доисторической археологии, если не самый выдающийся. Ему принадлежат, между прочим, капитальные труды по доисторической археологии Италии (La civilisation primitive en Italie, 1895—1905), Франции (La chronologie préhistorique en France, 1901) и сочинение о влиянии восточной культуры на Европу в доисторические времена (Der Orient und Europa, Стокг. 1899 сл.)
  5. Antiquités norvégiennes, Христ. 1885.
  6. Em. Carthaillac, La France préhistorique d'après les sépultures et les monuments, Пар. 1889.
  7. Ed. Sacken, Das Grabfeld von Hallstatt, in Oberösterreich und seine Altertümer, Вена 1808.
  8. В. И. Модестов, Введение в Римскую историю I, П. 1902. Введение в науку. История, вып. 8. С. А. Жебелев, Древний Рим, ч. I. (П. 1922), стр. 12 сл.