Введение в археологию. Часть I (Жебелёв)/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Введение в археологию. Часть I. История археологического знания — IV. Археология в XIX и XX в.в. на Западе . — 18. Организация археологической работы. Немецкий Археологический Институт и его отделения. Французская Школа в Афинах и в Риме. Американский Археологический Институт. Английская школа в Афинах и в Риме. Итальянская Школа в Афинах. Австрийский Археологический Институт и Центральная Комиссия. Академия Линчеев в Риме. Археологические Общества. Археологические журналы
автор Сергей Александрович Жебелёв (1867—1941)
Опубл.: 1923. Источник: С. А. Жебелёв Введение в археологию. Часть I. — Петроград, 1923.

[68]18. Археология принадлежит к числу тех научных дисциилин, развитие и преуспеяние которых зависит не только от усилий отдельных лиц, посвящающих себя разработке их, ио и еще более, пожалуй, от умело поставленной и хорошо организованной совокупной работы отдельных представителей науки. Археологические [69]занятия, сосредоточенные лишь в кабинетной работе, заранее, можно сказать, обречены на неудачу и, во всяком случае, будут не в такой степени плодотворны. Для постановки правильной организации археологических занятий сделано было, за последние 30—40 лет, очень много, благодаря содействию как правительственных, так и общественных сил.

Сыгравший большую роль в истории археологии „Римский Институт Археологической Корреспонденции“, бывший ранее между народным, с 1875 Г. превращен был в „Немецкий Археологический Институт“ (Kaiserlich Deutsches Archäologisches Institut). Местопребыванием Института, управляемого „Центральной дирекцией“ с „Генеральны секретарем“ во главе, является Берлин. Его филиальными учреждениями служат отделение в Афинах и отделение и Риме. Во главе каждого из этих отделений стоят по два секретаря. Позже к афинскому и римскому отделениям присоединилось третье, во Франкфурте на Майне, имеющее специальное задание — исследование римских памятников и древностей на территории Германии. Институт в Берлиые, состоящий из почетных, действительных членов и членов-корреспондентов (не исключительно немцев), ведет, так сказать, общую „археологическую политику“, поскольку это касается классической археологии, ведает филиальными отделениями, предпринимает более или менее обширные раскопки, снаряжает экспедиции. Периодическими органами Института являются: 1) Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts (заменивший прежнюю Archäologische Zeitung), где помещаются археологические исследования; дополненном к Jahrbuch'у служит Archäologischer Anzeiger, где находят себе место, между прочим, обстоятельные ежегодные хроники-отчеты об археологической работе, произведенной за год не только немцами, но и другими национальностями, а также подробная библиография но классической археологии; 2) Antike Denkmäler — роскошное издание in folio, предназначенное для публикациии, с пояснительным текстом, неизданных, или недостаточно хорошо ранее изданных памятников. В качестве „Генерального секретаря“ Института долгое время стоял видный археолог Конце (Alexander Conze), которому Институт во многом обязан своим процветанием[1].

Афинское и Римское отделения Института имеют свои периодические органы, кратко называемые „Athenische Mitteilungen“ и „Römische Mitteilungen.“ В них помещаются работы, посвященные изданию и исследованию отдельных памятников, находимых на территории Греции, островов Архипелага, Малой Азии, Рима и [70]Италии, описанию произведенных раскопок и т. п. Для участия в занятиях отделений прикомандировываются молодые немецкие археологи-стипендиаты, которые в Греции и в Италии завершают свое археологическое образование, и теоретическое и практическое — путем участия в раскопках, иутешествий но стране и пр. К услугам занимающихся и в Афинах и в Риме имеются прекрасно оборудованные библиотеки, доступ к которым щедро предоставлялся и археологам других национальностей. Особенно хорошо были обставлены занятия в библиотеке Римского отделения, которая должна быть признана образцовой археологической библиотекой[2]. В 90-х гг. пользовались большим успехом „Путешествия“ (Peloponnesosreisen, Inselreisen), устраиваемые ежегодно Афинским отделением по Греции и по островам Архипелага, иод руководством одного из тогдашних секретарей отделения, Дёрпфельда. Римское отделение „Путешествий“ по Италии не предпринимало, но зато ежегодно выдающийся знаток Помпеи, Мау, об‘яснял помпеянские памятники на месте, а известный знаток топографии Рима, Гюльзен (Hans Hülsen), руководил об‘яснениями топографии и памятников римского форума, Палатина и других римских достопримечательностей. Вообще услуги, оказанные как „Институтом“, так, в особенности, его отделениями классической археологии неоценимы, и каждый из археологов-классиков последнего поколения, занимавшийся в Афинах и в Риме, должен себя чувствовать во многом обязанным руководителям этих отделений. Став учреждением национально-немецким, „Институт“, в лице своих отделений, сохранил, строго говоря, по примеру „Института Археологической Корреспонденции“, интернациональный характер.

Афинское отделение Института в программу своих занятий ставило исключительно греческую археологию (видное место в ней всегда отводилось и греческой эпиграфике; в 70-х и 80-х гг. одним из секретарей отделения был знаменитый эпиграфист Ульрих Кёлер[3]). В противоположность этому, „Французская Школа в Афинах“ (Ecole Française d'Athènes), отпраздновавшая в 1896 г. свой полувековой юбилей[4], с самого же начала своего существования, уделяла [71]видное место и христианской археологии и греческой филологии, как классической, так и средневековой. На первых порах школа проявляла себя не очень заметно. Но с 70-х гг., когда во главе ее, в качестве директоров, стояли такие выдающиеся ученые, как эпиграфист Поль Фукар (Foucart), и прославивший себя своими раскопками на Делосе и в Дельфах Теофиль Омолль (Homolle), работы школы пошли быстрым темпом и увенчались большими успехами, а ее периодический орган „Bulletin de correspondance hellénique“, начавший выходить с 1877 г., заключал в себе всегда массу свежего и интересного материала археологического и, в особенности, эпиграфического, не только из Греции, но и из Малой Азии. Школою предпринят был ряд раскодок в различных пунктах эллинского мира. К участию в этих раскопках привлекались командируемые французским правительством молодые археологи, становившиеся за время их пребывания (обыкновенно четырехлетнего) в Афинах „членами,“ школы и именовавшиеся потом „anciens membres“ школы. К числу этих членов принадлежали и принадлежат почти все французские археологи-классики, эпиграфисты, филологи и, отчасти, историки нынешнего и близкого к нему в прошлом поколения. По образцу „Афинской Французской Школы“ основана была позже „Римская Французская Школа“, проявившая себя в деле исследования Италии не очень заметно, но в своем органе „Mélanges d'archéologie et d'histoire“ (с 1881 г.) давшая много ценного материала[5].

По примеру французов и немцев, и другие европейские национальности — к ним присоединилась и Америка — стали основывать в Афинах и в Риме, как в главных центрах археологии, свои институты. Так в 1871 г. открыт был American Archeologlcal Institut, со школами в Афинах (с 1881 г.) и в Риме (с 1885 г.)[6]. Затем последовало открытие английской школы в Афинах и в Риме[7], итальянской школы в Афинах[8]. [72]

По инициативе покойного австрийского археолога Отто ВБенндорфа (Benndorf), основан был, в 1897 г., в Вене Австрийский Археологический Институт, с филиальным отделением в Афинах, ставивший своею главною задачею археологическое исследование Малой Азии. Органом Института были издаваемые с 1898 г. Jahreshefte des Oesterreichischen Archäologischen Instituts[10]. В Австрии „для исследования и охраны художественных и исторических памятников“ функционировала особая „Центральная комиссия“, издавшая свои „Jahrbuch“ и свои „Mittheilungen“. В Италии археологическое дело, в существенной своей части, находится в ведении „Королевской Академии Линчеев“ (Reale Accademia dei Lincei), которая, помимо отчетов о производимых археологических исследованиях (Notizie dogli scavi di antichità, с 1876 г.), публикует свои „Monumenti antichi“ (с 1890 г.) Кроме того, в Риме действует „Археологическая Коммунальная Комиссия“, издающая свой „Bulletino“[11].

Число общественных организаций или, что то же, археологических обществ, начало возникновения которых положено было с того времени, как обращено было внимание на памятники искусства и старины, возросло за последние десятилетия до больших размеров. В каждой из европейских стран, а также в Америке, имеется их по нескольку, причем одни из них ставят себе обще-археологические задачи, другие — специальные. Мы отмечаем лишь главнейшие их археологических обществ. В Греции исследование всех ее вещественных памятников сосредоточено в руках „Афинского Археологического Общества“, основанного еще в 1837 г. Помимо „Отчетов“ (Πρακτικά), Общество издавало „Археологический дневник“ (Έφημεριἀρχαιολογική), где публикуется постоянно новый материал (особенно с 1883 г.)[12]. Из итальянских археологических обществ следует выделить римское „Società italiana di archeologia e storia dell'arte“, издававшее с 1907 г. свои журнал „Ausonia“. В Германии особенно оживленную деятельность, помимо упомянутых „Берлинского [73]Археологического Общества“ и „Общества любителей древности в Рейнской области“, проявили Берлинские же „Общество антропологии, этнологии и первобытной истории“, издающее, о 1869 г., свою „Zeitschrift für Ethnologie“, „Немецкое Восточное общество“ (Orient-Gesellschaft.). В Англии лондонское „Общество антиквариев“ издало, в период времени с 1770 ко 1898 г., 76 томов своей „Археологии (Archaeologia) или различных трактатов, относящихся к древности“; „Великобританский и Ирландский Археологический Институт“ издал 44 тома (1845 по 1887) „The Archaeological Journal“, посвященного, главным образом, Вещественным памятникам средневековья. Из французских археологических обществ давно уже заслуженною известностью пользуется парижское „Национальное общество антиквариев“ (Société nationale des Antiquaires de France), издающее „Mémoires“ и „Bulletin“. По образцу этого общества, возникло много аналогичных обществ в провинции, а также во французских владениях в Африке. Не упоминая об археологических обществах в остальных европейских странах, укажем лишь, что в славянских странах, в Болгарии и Сербии, за последнее время значительно пробудился интерес к археологии[13].

В отмеченных публикациях, издаваемых на правительственные и общественные средства, содержится большое количество разнообразного археологического материала. Наряду с ними, существует не мало иных периодических изданий, обслуживающих археологические и художественные интересы и печатаемых либо исключительно на частные средства, либо с правительственною, или общественною субсидией. Из этих изданий мы отметим лишь самые главные. Одним из старейших и почтеннейших археологических органов является отмеченное уже ранее „Revue archéologique“, посвященное публикации и исследованию памятников искусства и старины древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения. Еще обширнее программа „Gazette des beaux-arts“, с приложением еженедельного „Courrier Européen de l'art et de la curiosité“; в „Gazette des beaux-arts“ помещается обстоятельная библиография преимущественно французских публикаций археологического содержания. С 1894 г. Академия Надписей издает, выпусками, роскошное периодическое издание „Monuments et mémoires“ на средства, завещанные Пио (Piot). Классическую археологию специально обслуживали „Gaztéte archéologique“ (1875—1890), „Monuments grecs“ (1872—97) и „Revue des études grecques“ (с 1888 г.); в последнем журнале помещалась обстоятельная археологическая хроника, после того, как ее [74]перестал вести С. Рейнак в „Revue archéologique“. Из английских журналов нужно отметить очень ценную серию „The Portfolio“ (1870—93) и специально для классической археологии „Journal of Hellenic Studies“. В Германии классическая археология помимо указанных выше периодических изданий, обслуживалась также филологическими журналами, а также журналом по древней истории „Klio“. Памятники средневековые и новые издавались, главным образом, в „Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen“ (с 1880 г.)[14], а исследовались в „Repertorium für Kunstwissenschaft“ (с 1870 г.), где давалась очень подробная библиография. Из итальянских журналов для средневековой и новой археологии служил журнал „“Karte (с 1898 г.; ранее назывался „Archivio storico dell'arte“), для доисторической археологии „Bulletino di paletnologia italiana“ (с 1875 г.)[15].

Примечания[править]

  1. О Конце см. В. Смолин в ЖМНП. 1914, сентябрь.
  2. Составленный Мау (Aug. Mau) „Katalog der Bibliothek des Deutschen Arch. Inst. in Rom“ (2 тт., Рим 1900—02) должен быть признан не только образцовым систематическим каталогом, но и неоценным библиографическим пособием по вопросам классической и христианской археологии. В 1913 г. 1-я половина 1-го тома „Каталога“ вышла в новой обработке Merclin'а.
  3. О нем см. мою статью в ЗКОРАО. III.
  4. Ко дню юбилея составлена была обстоятельная и интересная история Школы G. Radet, Histoire et l'oeuvre de l'Ecole Française d'Athènes. Пар. 1901.
  5. Обе школы, и Афинская и Римская, в издаваемой ими „Bibliothèque des écoles françaises d'Athènes et de Rome“ (с 1876 г.), дали длинную серию монографий но различным вопросам археологии, истории и филологии, принадлежащих, главным образом, бывшим членам школ.
  6. Органами Института служат: Годовые отчеты Института (Annual Reports) с 1880 г., Papers of the American School of Classical Studios at Athens (с 1885 г.), то же in Rome с 1905 г., The American Journal of Archaeology and of The History of the fine arts (с 1885 г.).
  7. Первая издает „The annual of the British Shool at Athens“ (с 1894 г.), вторая — „Papers of the British Shool at Rome“ (с 1902 г.); сверх того в Риме существует „British and American Archeological Society“, издававшее свой Journal (с 1884 г.).
  8. Еще до ее открытия много ценного материала по греческой археологии, особенно из раскопок на Крите, было опубликовано в „Musen italiano di antichità classify“ (3 тт., 1885—90).
  9. Вероятно, опечатка. Должно быть «Sonderschriften» — особые записки. — Примечание редактора Викитеки.
  10. Они заменили издававшееся ранее „Arehäologisch-epigraphische Mittheilungen aus Oesterreich-Ungarn“ (с 1877 по 1897 г.). Помимо „Jahreshefte“ Институт издавал также скои „Sonderhschriften“[9] (до 1914 г. появилось 7 тт.).
  11. Об археологической жизни в Риме см. В. И. Модестов в ЖМНП. 1892, март, апрель, май.
  12. Историю „Общества“ изложил П. Каввадия (Καββαδια). Ίστορία της αρχαιολογικης Έταιρείας, Афины 1900. Оффициальным лицом, в ведении которого находится наблюдение за постановкою археологического дела в Греции, являтся „Генеральный инспектор древностей“ (Ιενικος Έφορος των άρχαιοτήτων), с его помощниками в лице инспекторов, эфоров. В течение длинного ряда лет „генеральным инспектором“ был энергичный Каввадия, умело поставивший на высоту археологическое дело в Греции, особенно в практическом отношении — в производстве раскопок.
  13. Н. Ф . Сумцов, Современная Болгарская Археологии, Харьков 1914 (из V т. „Вестника Харьковского Историко-Филологического Общеста“).
  14. Аналогичного характера было австрийское издание „Jahrbuch, der Kunstsammlungen des allerhöchsten Kaiserhauses (1883—1894).
  15. В Германии для доисторической археологии „Zeitschrift für Ethnologie“, в Австрии „Wissenschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und Herzegowina“, в Дании „Memoires de la Société des antiquaires du Nord“ (с 1836 г.).