Дополнение-ответ на выступление В. П. Энгельгардта и Н. А. Хвостова 27 марта 1910 года (Столыпин)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Дополнение-ответ на выступление В. П. Энгельгардта и Н. А. Хвостова 27 марта 1910 года (Столыпин)
автор Пётр Аркадьевич Столыпин (1862—1911)
Дата создания: 27 марта 1910 года, опубл.: Примерно то же время. Источник: Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906-1911. — М.: Молодая гвардия, 1991. — С. 259—260. • Речь была произнесена 27 марта 1910 года в Государственном совете премьер-министром Российской империи Петром Столыпиным.

Я только скажу два слова. Я так понял двух предыдущих ораторов. Член Государственного совета В. П. Энгельгардт выступил против оставления прав за теми домохозяевами, которые по старости или слабости, как он выразился, "лежат на печи", а член Государственного совета Н. А. Хвостов указывал на ещё большую, по его понятиям, опасность, опасность того, что родоначальник, который даже не живет на участке, который где-то находится вдалеке, может вернуться домой и затем укрепить за собой участок и распорядиться им.

Я усматриваю тут явное недоразумение и предлагаю обратиться к самому закону 9 ноября, прочесть статью 8, где сказано, что каждый "домохозяин", владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время и т. д. Следовательно, лицо, "лежащее на печи", не может почитаться домохозяином, лицо отсутствующее, живущее где-нибудь в С.-Петербурге или на заработках, – не есть домохозяин. Поэтому, по закону 9 ноября, он не может укрепиться, не может обойти, обездолить своих сыновей, свою семью. Закон же 9 ноября принимает на себя заступничество, наравне с семьей, и за стариков, и принципу этого закона противоречит поэтому поправка, согласно которой старик, "лежащий на печи" или отсутствующий и не являющийся домохозяином, может вдруг оказаться только соучастником собственности, к которой пожелает укрепиться (сообща с другими членами семьи) член семьи домохозяин и из владельца превратиться в совладельца определенной доли своего бесспорного земельного имущества.


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.