Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского/Март/15

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску
Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского — 15 марта
Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. VII. Месяц март. — С. 315—320.

[315]
День пятнадцатый

Память
святых мучеников
Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия

Эти святые мученики жили в царствование Диоклетиана[1]. Агапий происходил из Газы[2], Тимолай — из понта Евксинского[3], оба Дионисия — из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра — из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской[4] церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан[5].

Тогда был издан указ по всем странам и городам принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, [316]именно — уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там.

Прежде всего после многих мучений был сожжен на костре святый мученик Тимофей (память его — 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святый мученик Агапий и святая мученица Фекла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце).

Когда происходило сие кровавое зрелище, шесть мужественных юношей-христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память коих празднуется ныне, воспламенившись ревностию о Христе, сами связали себе руки — в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя быстро к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули:

— Мы — христиане!

Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая губить их, стал ласково увещевать их поклониться идолам и не губить себя самих в таких цветущих летах. Когда же он не имел успеха, приказал отправить их в темницу.

Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святый Агапий, муж честный и славный среди христиан, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедывал Имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со слугою своим Дионисием египтянином и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми мужами, так что всех их стало восемь.

Долгое время сии святые мученики были содержимы в темнице, много раз были мучимы различным способом, но не отверглись от Христа.

Наконец, они были осуждены на отсечение и все в один день положили честны́е главы свои за Главу Церкви Иисуса Христа, Которому предали свои души и от Которого были увенчаны венцами победными в Церкви Торжествующей на Небеси.

[317]
Память святаго мученика
Никандра

Святый мученик НикандрСвятый Никандр жил в Египте во время царствования Диоклетиана. Сей благочестивый человек по роду занятий был врач. Он постоянно посещал находящихся в темницах святых мучеников, страдавших за Христа, врачевал их язвы, подавал им потребную пищу и погребал тела их.

Один раз он увидел тела мучеников, выброшенные в поле на съедение зверям, но не осмелился подойти к ним днем, боясь как бы не быть самому захваченным мучителями, ибо он был человеком немощным и страшился лютых мучений, пока не был укреплен благодатию Божиею.

Когда настала ночь, он отправился к телам святых мучеников и, взяв на плечи свои по одному, погребал их в некотором сокровенном месте, обвив чистыми плащаницами.

Один язычник увидел его за этим делом и донес о нем правителю.

После этого святый Никандр был взят мучителями и подвержен лютым мукам, но не отрекся от Христа, а мужественно и радостно перенес все те муки, которых раньше боялся.

Мучитель, увидя его столь незыблемым в своем исповедании, как бы столп непоколебимый или гору недвижимую, приказал снять с него живого кожу и обезглавить его; таким образом святый мученик совлекся ветхого, земного человека и облекся в нового, небесного. По отсечении своей честно́й главы он, как честный уд, присоединился к честнейшей главе Христу Господу своему и соцарствует с Ним вечно, с ликами прочих святых мучеников прославляя Пресвятую Троицу.

[318]
Память святаго священномученика
Александра иерея

Во время поднятого на христиан в царствование Аврелиана[6] гонения, в Памфилии[7] был игемоном Антонин. Придя в памфилийский город Сиду, он повелел представить себе на суд иерея этого города Александра.

Игемон подвергнул служителя Христова многим истязаниям и мучениям. Но сначала он спросил его:

— Ты кто такой?

Святый отвечал:

— Я — христианин, саном иерей, пастырь Христова словесного стада.

Игемон спросил его:

— Где находится это Христово стадо?

Святый отвечал:

— Живущих по всей вселенной людей создал Христос Бог; верующие в Него и суть овцы Его стада. Те же, кто отпал от Создателя своего, те, кто служат созданию и делу рук человеческих, — идолам бездушным, каковы вы, — те не могут принадлежать к Его святому стаду. В день Страшного Суда они будут поставлены вместе с козлищами по левую сторону.

Игемон сказал ему:

— По двум причинам я буду теперь мучить тебя: во-первых, чтобы ты показал мне верующих во Христа и, во-вторых, чтобы ты принес нашим богам жертвы.

Потом игемон Антонин снова спросил святаго Александра:

— Кто был Христос?

Святый отвечал:

— Христос — Спаситель мира, Жизнь и Свет для тех, кто верует в Него.

Игемон сказал:

— Каким образом может быть Спасителем Тот Человек, Который умер на кресте?

[319]Священномученик АлександрАлександр отвечал:

— Действительно, дивно и достойно удивления то, что Он, приняв на Себя крест и смерть плотию, по Своей воле, Своим Божеством разрушил силу адову, разрешил от уз связанных и находящихся в аде, умертвил смерть и воскрес из гроба. Да и не только Сам воскрес из мертвых, но совоскресил с Собою и многих мертвых: мнѡ́га бо тѣлеса̀ ᲂу҆со́пшихъ свѧты́хъ воста́ша, и҆ по воскресе́нїи є҆гѡ̀ внидо́ша во свѧты́й гра́дъ[8] Иерусалим. Христос вместе с Собою воскресил и весь род человеческий.

Игемон сказал ему:

— Ты безумствуешь, потому что каким образом мог оказать помощь другим Тот, Кто не мог оказать помощи Себе, будучи мучим иудеями?

Святый отвечал:

— Не я, а ты безумствуешь, будучи ослеплен душевно и потому не понимающий таинства спасения нашего, соделанного Христом Господом.

Тогда игемон приказал мучить святаго Александра. Его били жилами, терзали на колесе, ввергали в сосуд с кипящею смолою и маслом, жгли в горящей печи. Но во всех сих муках святый оставался, по благодати Господа Иисуса, невредимым. Когда же его ввергли в пещь, разжженную весьма сильно, нечестивые мучители увидели в пламени двух юношей, чудных лицом, восхваляющих Бога вместе со святым мучеником. Это были святые Ангелы, охлаждавшие святому пламень пещный. Народ дивился, зная, что один человек ввержен в печь, а между тем там было трое.

Игемон же и бывшие с ним сочли за волхвование все эти [320]славные чудеса, так как не веровали во всемогущую силу Христа Бога.

Однако один из слуг игемоновых уверовал во Христа и, пав на землю, поклонился святому и умолял его, чтобы он сподобил его быть вместе со Христом. Игемон тотчас же умертвил слугу сего мечом.

Когда же святый Александр вышел невредимым из печи, игемон приказал повесить его и терзать острым железом. И до тех пор истязали святаго, пока тело его не сделалось одною сплошною язвою.

Мучившие святаго удивлялись его твердости, говоря:

— Каким образом этот человек выносит такие мучения?! Вот, уже обнажились кости его!

После того святый вторично был мучим огнем, но не потерпел от того никакого вреда.

Затем железными спицами кололи тело святаго и извлекли наружу все внутренности его. Потом святый отдан был на съедение зверям, но звери не коснулись его.

Многими и другими лютыми муками терзали сего Христова страдальца, но во всех муках он оставался твердым и мужественным, так что все, видевшие его страдания, изумлялись силе его терпения, превосходящей понимание человеческое.

Наконец, святый священномученик Александр был усечен мечом.

Игемон же Антонин, сидевший в это время на своем судейском месте, был наказан от Бога беснованием; его стали мучить его боги — диаволы, которым он служил. Слуги понесли его в дом, по дороге горько плача и рыдая, но не успели донести его до дома, как он испустил свою окаянную душу.

Святый же Александр вселился в небесных селениях вместе со Христом Господом и святыми Его Ангелами. А игемон был ввергнут в муку вечную с сатаною и слугами его.

По усекновении святаго Александра некто Евстафий, муж честны́й, христианин, взял многострадальное тело святаго мученика и похоронил его с честию, славя и восхваляя Христа Бога.


  1. Диоклетиан, Римский император, царствовал с 284 по 305 г. и управлял Восточною половиною Римской империи. Западною же половиною управлял друг его, Максимиан.
  2. Газа — значительный приморский город в Малой Азии, некогда принадлежавший Филистимлянам.
  3. Понт Евксинский, т.е. Черное море. Понт Евксинский, собственно, значит: «гостеприимное море». Таково наименование усвоено было Черному морю переселенцами из Римлян, основавшимися близ этого моря.
  4. Диосполь находился в Палестине к сев.-зап. от Иерусалима.
  5. Т. е. в 303 году.
  6. Аврелиан, Римский император, царствовал с 270 по 275 г.
  7. Памфилия — область Малой Азии.
  8. Еванг. от Матф., гл. 27, ст. 52—53.