Капитан Трумпельдор (Жаботинский)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Пять лет тому назад был убит при защите поселка Тель-Хай Иосиф Трумпельдор. Вряд ли есть, вряд ли была в нашем поколении другая столь же романтическая биография, другая столь же содержательная жизнь. Он родился на Кавказе; отец его был николаевский солдат — один из тех безымянных богатырей духа, которые сквозь строй «кантона» и 25-летней казармы пронесли своего Бога непосрамленным. Две милости дала судьба Трумпельдору: эту наследственность — и полное незнакомство с гетто. Так вырос цельный, простой, здоровый еврейский юноша — еврейский в том забытом смысле, в котором были евреями Исав, Саул, царь Давид или Самсон и все его товарищи по книге «Судей» (в благочестивых талмуд-торах иерусалимской халуки эту книгу, при прохождении священного писания, пропускают).

Трумпельдор учился на зубоврачебных курсах; попал в солдаты перед началом русско-японской войны; во время осады Порт-Артура потерял левую руку почти от самого плеча; выйдя из больницы, попросился на передовые позиции и, в виде почетного исключения, был допущен, и простоял до конца осады на сопках с револьвером и шашкою. В японском плену занимался организацией сионистского кружка и сборами на национальный фонд. По возвращении в Россию был произведен в прапорщики запаса — кажется, единственный из русских евреев царского времени. Поступил в петербургский университет; в 1912 году кончил юристом — и уехал в Палестину. Там он два года проработал в колониях; несмотря на свое увечье, справлялся, как никто, с плугом, заступом, с конями и мулами. В 1914 турки его выгнали; и в Александрии, в беженских бараках, он стал центром легионистского движения. Первый отряд был сформирован в марте 1915 годая под командой полковника Паттерсона; Трумпельдор, в чине капитана, был вторым по команде. Их отправили в Галлиполи. В июле Паттерсон заболел и был эвакуирован; Трумпельдор остался командиром отряда до самого конца экспедиции. После того он в Александрии еще несколько месяцев боролся против роспуска отряда. Тем не менее, их демобилизовали. Трумпельдор уехал в Лондон и принял участие в агитации за создание легиона для Палестины. Его подпись стоит на докладной записке, поданной — через г. Эмери, ныне министра колоний — тогдашнему премьеру Ллойду-Джорджу. Тем временем произошла мартовская революция в России. Трумпельдор уехал в Петербург. Его план — образовать еврейский корпус для похода на Турцию — не удался; но он положил начало и дал имя движению, которому суждено было оплодотворить Палестину — «Гехалуц».

В 1919 г. он опять появился в Палестине. Ранняя весна 1920 года застала его в Верхней Галилее. Из-за дипломатического спора о том, кому достанутся верховья Иордана, и британские, и французские войска «корректно» эвакуировали эту область, оставив Метуллу и окрестные поселки на милость арабов. Когда войска ушли, арабы «восстали». Колонисты разбежались. На месте осталось с полсотни рабочей молодежи обоего пола и Трумпельдор. Они отказались уйти, отказались допустить занятие еврейских поселений арабскими «повстанцами». Конец известен.

Ж.

  1. Рассвет 15/03/1925