Курды в войнах России с Персией и Турцией (Аверьянов)/1900 (ДО)/Приложение № 22

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Курды въ войнахъ Россіи съ Персіей и Турціей въ теченіе XIX вѣка — Документы, относящіеся ко времени русско-турецкой войны 1877—78 годовъ. Приложеніе № 22.
авторъ Александръ Жаба (?)
См. Оглавленіе. Дата созданія: 1875. Источникъ: Аверьяновъ П. И. Курды въ войнахъ Россіи съ Персіей и Турціей въ теченіе XIX вѣка. — Тифлисъ, 1900.

[71]

Приложеніе № 22.
Копія съ письма Эрзерумскаго консула послу нашему въ Константинополѣ, отъ 17 іюня 1875 г. № 118.
(Изъ дѣлъ архива Штаба Кавказскаго военнаго Округа).

Считаю своимъ долгомъ довести до свѣдѣнія Вашего Пр., что Ахметъ-Мухтаръ-паша обратилъ полное свое вниманіе на Дерсимъ. Совершенно независимые Дерсимскіе курды никогда еще податей не платили. Во время моего отсутствія изъ Арзерума мюширъ, дѣйствуя неутомимо и весьма удачно на Дерсимъ, успѣлъ раздѣлить тамошнихъ курдовъ на двѣ враждебныя партіи, изъ коихъ одна ищетъ защиты, покровительства и подарковъ отъ правительства. Въ Арзерумъ вызваны на судъ всѣ тѣ изъ курдскихъ начальниковъ, на которыхъ представлены жалобы, а между ними замѣчательны: Гюляби—Дерсимскій каймакамъ, и Гуссейнъ-бей — каймакамъ Казыджанскій. Я познакомился лично съ этими особами. Эрзинджанскій мутессарифъ, хитрый Шефикъ-паша, прибылъ тоже въ Арзерумъ и интригуетъ здѣсь на славу. Весьма вѣроятно, что на этотъ разъ, турки покончатъ съ Дерсимомъ.

Тоже отъ 30 іюля 1875 года, № 145.

Въ дополненіе къ моему донесенію, отъ 17 іюня за № 118, спѣшу донести, что въ Дерсимѣ вспыхнулъ [72]кровавый мятежъ. Упоминаемый мною въ томъ донесеніи вліятельный курдъ, Дерсимскій каймакамъ Гуляби-бей и все его родство (болѣе тридцати лицъ) вырѣзаны контра-правительственною партіей. Едва-ли завоеватель Аравіи можетъ быть доволенъ симъ непредвидѣннымъ и во всякомъ случаѣ рѣшительнымъ оборотомъ Дерсимской интриги.

Тоже отъ 27 ноября 1875 года, № 178.

Курдъ Измаилъ-паша, во время губернаторствованія въ Діарбекирѣ, сдѣлалъ нѣсколько походовъ въ горы и, усмиривъ курдовъ въ Эгилѣ, Ахджанкендѣ, Бохтанѣ, Джезире и другихъ мѣстахъ, держалъ такимъ образомъ въ нѣкоторомъ страхѣ и Дерсимъ. Первыхъ онъ обложилъ ненавистною имъ податью, а отъ послѣдняго, ее требуя постоянно, склонилъ въ послѣднее время на сторону правительства одного изъ вліятельныхъ беевъ въ Дерсимѣ. Подарками и равными обѣщаніями онъ уговорилъ его привести къ покорности страну и взялъ въ томъ подписку и ручательство.

Бей вернулся въ Дерсимъ, но едва только объявилъ требованіе Измаила-паши, какъ курды произвели противъ него возстаніе, изрубили его и дѣтей и бросились въ Хозатъ. Въ Хозатѣ пребываетъ турецкій каймакамъ не для управленія страною, а для наблюденія за нею. Курды убили этого каймакама и вооружились. Это было въ августѣ.

Измаилъ-паша уволенъ и сдерживавшееся страхомъ его имени раздраженіе курдовъ обратилось теперь, какъ есть намеки въ частныхъ письмахъ, въ такіе безпорядки, на которые правительство должно обратить вниманіе. Говорятъ, что въ Захо, Джезире и Амадіэ курды спустились съ горъ и разрушили нѣсколько [73]деревень. Насколько это справедливо, будетъ извѣстно изъ письма, которое я ожидаю изъ Моссула. Довожу же объ этомъ до свѣдѣнія В. Пр., какъ о слухѣ не лишенномъ, по видимому, основанія. Присовокупляя въ заключеніе, что Дерсимскіе курды являются теперь цѣлыми толпами въ Эргинѣ, Аргавану, Диврикѣ и др. пограничныхъ имъ мѣстностяхъ и требуютъ съ жителей подати себѣ за истекающій годъ и за прошедшія 10—15 лѣтъ и что начальство не принимаетъ никакихъ мѣръ противъ такихъ насилій.