Лентапедия/Киселев, Евгений/Полная версия

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску

Киселев, Евгений
Лентапедия
Список статей Лентапедии  • Последнее обновление: 02.09.2011, 13:24:11  • Статья на сайте Lenta.ru  • Архив



Это полная версия статьи. Краткую версию см. здесь.

Киселев, Евгений[править]

Журналист, один из создателей независимой коммерческой телекомпании НТВ
Журналист, теледокументалист, политический аналитик, один из создателей независимой коммерческой телекомпании НТВ, с 2008 года — ведущий общественно-политического ток-шоу «Большая политика с Евгением Киселевым» на украинском телеканале «Интера». Бывший главный редактор украинского телеканала «ТВ I» (2008-2009), бывший генеральный директор ЗАО «Издательский дом 'Московские новости'» (2005), бывший главный редактор газеты «Московские новости» (2003-2005). В 2002-2003 годах — главный редактор канала ТВС, в 2001-2002 годах — генеральный директор ЗАО МНВК «ТВ-6», в 2002-2003 годах — председатель Совета директоров ОАО "Телекомпания «НТВ» (1997-2001), генеральный директор НТВ (2000-2001). Член Академии российского телевидения и Международной телевизионной академии.

Евгений Алексеевич Киселев[1] родился в 15 июня 1956 года в Москве[2][3] в семье инженеров-металловедов[4].

В 1979 году Киселев окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки при МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «историк-востоковед»[5][3][2]. В одном из интервью журналист Владимир Кара-Мурза рассказывал, что его брат Алексей, а также писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) были одногруппниками Киселева[6].

Известно, что еще студентом, в 1977-1978 годах, Киселев был переводчиком в Иране (находился в Тегеране на стажировке[7]), где застал первые месяцы исламской революции, приведшей в итоге к ликвидации светской власти в стране. Произошедшее молодой филолог, увлеченный культурой страны, воспринял как личную трагедию: «Возможно, я и до сих пор бы занимался Ираном»[5].

После окончания института в 1979-1981 годах Киселев служил офицером-переводчиком в группе советских военных советников в столице Афганистана Кабуле, был свидетелем ввода Советских войск в Афганистан в декабре 1979 года[3][2][5][8]. Военную службу закончил капитаном запаса[4]. Вернувшись, Киселев преподавал персидский язык в Краснознаменном институте имени Ю. В. Андропова Высшей школы КГБ СССР[3][2][5].

В 1984 году Киселев начал заниматься международной журналистикой — пришел сначала работать на Гостелерадио СССР, а затем, в 1987 году, перешел в международный отдел программы «Время». В 1989 году на Центральном телевидении в «Международной панораме», программах «Взгляд» и «До и после полуночи» появились спецрепортажи Киселева. Впоследствии он упоминался в прессе как первый советский журналист, сделавший серию репортажей из Израиля и показавший его с неизвестной для телезрителей того времени стороны[9]. Также журналист впервые выступил как ведущий — в программах «90 минут», «Утро», в 1990 году он, один из создателей, стал одним из первых ведущих программы «Вести» Российского телевидения[10][2].

В январе 1992 года Киселев вместе с Олегом Добродеевым создали авторскую информационно-аналитическую программу «Итоги» (выходила в эфир первого канала «Останкино»)[2]. Это была одна из первых на российском телевидении передач в жанре политического шоу[11]. Уже в июне 1993 года они вместе с Игорем Малашенко и Алексеем Цываревым учредили ТОО «Итоги» и стали одними из создателей независимой коммерческой телекомпании НТВ[12], которая уже в октябре 1993 года дебютировала в эфире Петербургского канала передачей «Итоги»[13]. Соучредителем телекомпании выступила «Группа 'Мост'» медиамагната Владимира Гусинского[14]. 17 января 1994 года телекомпания НТВ вышла в эфир на четвертом канале, после чего достаточно быстро стало фаворитом отечественного телевидения (целиком в распоряжение НТВ канал перешел в конце 1996 года)[15][16].

В январе 1997 года Гусинский стал президентом ЗАО «Медиа-Мост», получившего акции подконтрольных «Группе 'Мост'» СМИ, в числе которых были телекомпания НТВ и оператор спутникового телевидения «НТВ-Плюс». Киселев упоминался в числе акционеров «Медиа-Моста», однако размер его пакета не назывался[17][14].

В 1997 году в СМИ появилась информация о возможной связи Киселева со спецслужбамими. Газета «Завтра» опубликовала статью Александра Коржакова, начальника службы безопасности президента РФ Бориса Ельцина, в которой тот называл ведущего агентом Алексеевым, завербованным в августе 1988 года[18][10]. Впоследствии журналист Иван Засурский в своей книге «Масс-медиа второй республики» связывал появление этого материала с тем, что именно Киселев, пожертвовав «собственной репутацией во имя информационной войны», в ночь с 19 на 20 июня 1996 года выходил в эфир с сообщениями о «государственном перевороте» — он рассказал об аресте двух имиджмейкеров Ельцина с 500 тысячами долларов коробке из-под ксерокса. Из-за этого скандала Коржаков лишился места главы службы безопасности Ельцина[19], а его выступление в прессе расценивалось как исполненная «в традиционной стилистике войны компроматов» месть Киселеву[20].

После появления статьи Киселев направил в Генпрокуратуру заявление, потребовав привлечь Коржакова к ответственности за «попытки шантажа и воспрепятствование журналистской деятельности». По сведениям газеты «Коммерсант», заявление Киселева «приняли, но о его судьбе журналисту ничего не сообщили». В том же году Коржаков в присутствии большой группы журналистов REN TV вновь назвал Киселева «стукачом» и «сексотом», после чего тот вновь обратился в Генпрокуратуру. Сообщалось, что против бывшего руководителя службы безопасности главы государства было возбуждено уголовное дело, однако Коржаков эту информацию отрицал[21]. В том же году была опубликована книга Коржакова «От рассвета до заката», где он более подробно рассказал об агенте Алексееве[22]. СМИ писали, что после выхода книги Киселев обещал подать на автора в суд за клевету, но не сделал этого. По сведениям украинского интернет-издания «Публичные люди», Киселев получил от ФСБ «справку, что он не сексот», однако юридической силы этот документ не имел, «поскольку справок противоположного содержания ФСБ не дает»[23].

Информация о сотрудничестве Киселева со спецслужбами появлялась в прессе и позднее. Так, в журнал «Коммерсант Власть» в 2002 году включил Киселева в свой список «КГБ во власти и бизнесе»[24]. В 2009 году на очередное предположение о сотрудничестве с КГБ журналист ответил, что те же люди, что обвиняли его в связях с советскими спецслужбами, сегодня утверждают, что он американский шпион: «Да разберитесь промеж собой, мужики, чей я агент — КГБ или ЦРУ?»[10].

В декабре 1997 года после реорганизации работы ЗАО «Медиа-Мост» (в рамках холдинга была создана новая управляющая компания «НТВ-Холдинг», в которую вошли НТВ, «НТВ-Плюс», «НТВ-Кино», «НТВ-Дизайн», «НТВ-Профит», спутниковое техническое подразделение «Бонум-1», телесеть ТНТ, радиостанция «Эхо Москвы») Киселев был назначен председателем совета директоров ОАО «Телекомпания НТВ». Генеральным директором телекомпании стал Добродеев[25].

После того как в январе 2000 года Добродеев ушел из НТВ и занял должность председателя Всероссийской Государственной телерадиокомпании (ВГТРК)[12], Киселев стал исполняющим обязанности гендиректора НТВ. Уже в феврале 2000 года он официально был назначен генеральным директором телекомпании[26].

Весной 2001 года «Газпромом» в рамках скандальной кампании против Гусинского была произведена смена менеджмента на телеканале НТВ. Новыми собственниками Киселев в начале апреля 2001 года был отстранен от руководства телекомпанией НТВ (гендиректором стал американский предприниматель Борис Йордан). 14 апреля, когда в помещение НТВ прибыли новые руководители канала, журналисты, поддержавшие Киселева, добровольно написали заявления об отставке. В тот же день было распространено заявление генерального директора телеканала ТВ-6 Бадри Патаркацишвили о назначении Киселева исполняющим обязанности генерального директора Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) «ТВ-6 Москва»[27][28][29][30][2]. За несколько дней до этого о готовности «незамедлительно приступить к выполнению всех необходимых процедур, позволяющих коллективу НТВ выходить на телеканале ТВ-6», заявлял и держатель контрольного пакета акций ТВ-6 предприниматель Борис Березовский[31][32][33], который, как и многие эксперты, расценивал происходящее как попытку захвата принадлежавшего Гусинскому НТВ со стороны власти и лично президента России Владимира Путина[34].

В мае того же года Киселев внеочередным общим собранием акционеров МНВК был избран на должность гендиректора МНВК «ТВ-6»[17][35][36]. Между тем приход Киселева и команды НТВ на ТВ-6 вызвал конфликт и на этом канале. Так, одновременно с утверждением Киселева в должности уволились сразу несколько топ-менеджеров ТВ-6, в том числе заместитель гендиректора и главного продюсера Иван Демидов[35][37][38][39], а также еще около 50 сотрудников канала[33].

В июле 2001 года Березовский объявил о передаче 75 процентов контролируемых им акций телекомпании МНВК «ТВ-6 Москва» в управление Медиа-Мосту в лице Киселева. 27 сентября 2001 года Арбитражный суд Москвы постановил ликвидировать телекомпанию «ТВ-6 Москва» по иску одного из миноритарных акционеров — негосударственного пенсионного фонда «Лукойл-Гарант» (дочерней структуры НК ОАО «Лукойла»), владевшего 15 процентами ее акций[40], и уже в январе 2002 вещание канала было отключено приказом Министерства печати[41][42].

После произошедшего «команда Киселева» с ТВ-6 перешла работать на радио «Эхо Москвы»[42]. В марте 2002 года 12 инвесторов ООО «ТВ-6», образованного Киселевым и журналистами бывшего ТВ-6, выступили создателями ЗАО «Шестой телеканал». Оно вошло в некоммерческое партнерство «Медиа-социум», созданное президентом РСПП Аркадием Вольским и главой Торгово-промышленной палаты Евгением Примаковым. В том же месяце «Медиа-социум» выиграло федеральный конкурс на вещание на той частоте, которую ранее занимал ТВ-6, и стало держателем временной лицензии на вещание, а ЗАО «Шестой канал» — изготовителем продукции. Гендиректором канала стал Александр Левин, а Киселев занял пост главного редактора[43][44][45].

1 июня 2002 года телеканал, получивший название ТВС, начал вещание. Между тем в июле того же года Московский арбитражный суд признал незаконным отключение МНВК, а в апреле 2003 года Министерство печати РФ отменило соответствующий приказ. Особенность сложившейся ситуации была в том, что постоянную лицензию на вещание ТВС мог получить только после того, как официально была бы отозвана лицензия у МНВК. Однако решение об этом на фоне длящихся разбирательств принято не было, в связи с чем финансирование канала ухудшилось, а потом фактически прекратилось (согласно неофициальной информации, на действиях акционеров по финансированию ТВС, а также на рекламных поступлениях телеканала негативно сказалась «неопределенность с перспективой» получения им постоянной лицензии)[46][43]. Вместе с тем высказывались и другие мнения по поводу возникших у ТВС финансовых затруднений: так, коллега Киселева по НТВ и ТВ-6 телеведущий Кара-Мурза утверждал, что поддержавшую журналистов «группу олигархов» попросту «заставили не платить» коллективу телекомпании деньги[47].

В июне 2003 года канал ТВС был отключен от эфира по приказу Минпечати[43][44][45]: по мнению возглавляемого Михаилом Лесиным ведомства, отлючение канала, который «вошел в стадию финансового, кадрового, организационного и управленческого кризиса», было продиктовано необходимостью «принять решение о защите интересов телезрителей»[48]. Впоследствии Киселев говорил, что жалеет о том, что «ввязался в проект „ТВС“, который изначально был со скверным душком», объясняя свой поступок ложно понятым чувством ответственности перед теми журналистами, ушедшими вместе с ним с НТВ[23].

В сентябре 2003 года Киселев стал главным редактором газеты «Московские новости» (МН). По некоторым данным, важную роль в назначении Киселева на эту должность «сыграла близость журналиста к движению правых сил и финансирующей его нефтяной компании 'ЮКОС'»[49], а возглавить МН ему предложили руководитель нефтяной компании Михаил Ходорковский и владелец контрольного пакета акций Group Menatep, которому принадлежал издательский дом «Московские новости» Леонид Невзлин[2].

Некоторое время спустя между главредом и журналистским коллективом МН начался конфликт, завершившийся громким корпоративным скандалом. Основной его причиной СМИ называли несогласие журналистов с проводимой Киселевым редакционной политикой. Журналисты МН в открытом письме изложили все свои претензии к главному редактору: в вину Киселеву ставилась дискредитирующая газету практика публикации рекламных и политических материалов под видом редакционных, а также отказ от коллегиального обсуждения «политической линии» МН. Обвинив Киселева в «профнепригодности» и «гражданской и профессиональной трусости», журналисты предложили ему уйти в отставку. Несмотря на это, в начале марта 2005 года Киселев, сохранив пост главного редактора, был назначен и гендиректором издательского дома «Московские новости». В том же месяце Киселев не продлил контракт с некоторыми журналистами, многие из которых проработали в газете по 10-15 лет. Восстановить уволенных журналистов и уйти в отставку Киселев отказался. «Убежден, что газете нужна свежая кровь», — говорил он о причинах своего решения[50][51][52].

В июле 2005 года 100 процентов акций компании «Московские новости» с входящими в нее брендами «Московские новости» и «The Moscow News» были проданы президенту Media International Group (MIG) Вадиму Рабиновичу. Накануне сделки предыдущие владельцы газеты освободили Киселева от должности главного редактора МН[53]. Критику в свой адрес[54][39] по поводу массовых увольнений в издании сам Киселев отвергал. В частности, говоря о письме журналистов МН, он заявлял, что оно «состояло там из чистого вранья, полуправды, откровенных передержек»[4]. В своем интервью изданию «Публичные люди» он в 2008 году говорил, что «достаточно долго жалел людей, которые потеряли связь со временем», и в результате слишком поздно «выставил их за порог редакции»[23].

После ухода из МН Киселев вел программы на радиостанции «Эхо Москвы», а также начал выступать в прессе, в частности, в Газете.Ru как политический аналитик[2] и в журнале GQ как колумнист[55][56].

В январе 2004 года Киселев стал одним из учредителей группы «Комитет-2008: свободный выбор», целью которого называлось противодействие укреплению режима личной власти президента Путина и недопущение превращения выборов в «техническую формальность»[57][58][59]. В декабре того же года Киселев в числе нескольких известных журналистов, политиков и общественных деятелей (главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, первый заместитель председателя партии «Яблоко» Cергей Иваненко, президент Фонда прикладных политических исследований «ИНДЕМ» Георгий Сатаров, Владимир Рыжков и Ирина Хакамада, члены партий «Яблоко» и КПРФ) подписал заявление в Верховный суд РФ об отмене постановлений Центральной избирательной комиссии, устанавливавших результаты прошедших в декабре 2003 года выборов в Государственную думу РФ четвертого созыва. Протест выражался в связи с активным использованием кандидатами технологии «мертвых душ», когда избиратели «голосовали за известные им фамилии в списках „ЕР“ («Единая Россия»), а потом эти люди отказались от работы в Думе». Никаких последствий эти выступления не имели[1].

В июне 2008 года Киселев занял должность главного редактора-консультанта «с фактическими полномочиями главного редактора информационной службы» украинского телеканала TВi. Сообщая о своем назначении (это было сделано лишь в октябре), журналист отметил, что работать на канале его пригласил Гусинский — один из учредителей TВi[60]. В интервью газете «Коммерсант-Украина» Киселев назвал свободу слова «основным положительным фактором в работе журналиста в Украине»[61]. На TВi он начал вести авторскую аналитическую программу «Наверху». Осенью того же года Киселев стал также ведущим общественно-политического ток-шоу «Большая политика с Евгением Киселевым» на другом украинском телеканале — «Интер»[62][63]. В октябре 2009 года он неожиданно для руководства TВi ушел с должности главного редактора телеканала и закрыл свою аналитическую программу. По словам журналиста, он покинул канал, так как на него пытался оказать давление бывший топ-менеджер российской нефтяной компании «ЮКОС», один из акционеров TВi Константин Кагаловский. Журналист обвинил Кагаловского в попытке установить над каналом единоличный контроль, «действуя при этом жесткими мерами, в известной мере, силовыми»[64][62]. СМИ предположили, что уход Киселева связан с бизнес-конфликтом между совладельцами телеканала Кагаловским и Гусинским[65].

В 2009 году Киселев издал книгу «Без Путина» в соавторстве с бывшим премьер-министром Росиии Михаилом Касьяновым. В декабре того же года в Киеве в гостинице «Премьер Палас» должна была состояться ее презентация, но она была сорвана — авторов и приглашенных гостей просто не пустили в здание[66][67][68].

В своих интервью Киселев утверждал, что «журналисту не следует смешивать журналистику и политику»[5]. Более того, он не причислял себя к оппозиционерам — то есть к «части политического спектра, которая борется за власть». «Я за власть не борюсь. Я не собираюсь быть ни депутатом, ни министром», — заявлял он[4].

Киселев — член Академии российского телевидения (АРТ; с сентября 1994 года)[23], Международной телевизионной академии в Нью-Йорке (International Academy of Television Arts and Sciences)[69]. Журналист неоднократно становился лауреатом премий, среди которых присуждаемая сотрудникам СМИ, подвергающимся опасности при исполнении служебных обязанностей Международная премия свободы прессы (The International Press Freedom Award, 1995 год) Комитета по защите журналистов, национальная литературная премия «Золотое перо России» (2000 год) и дважды премия ТЭФИ: за авторскую программу «Итоги» (1996 год) и за ток-шоу «Глас народа» (2000 год)[70][2][71].

Летом 1998 года «Коммерсант» включил Киселева в список самых богатых и известных людей России[72].

Журналист получил известность и как теледокументалист: Киселев — автор документальных фильмов «Тегеран-99», «Афганский капкан», «Тайна гибели К-129», «Таинственный генсек» (о Юрии Андропове), «Президент всея Руси» из цикла «Новейшая история» (картина о Борисе Ельцине), а также фильмов «Самый человечный человек» (о судьбе В. И. Ленина), «Спартак» (о футбольной команде), «Рыцарь Овального кабинета» (об американском президенте Джоне Кеннеди), «Таганка с Мастером и без» (о режиссере Юрии Любимове) и «Папа Римский» (выход фильма был приурочен 24-летию со дня восшествия на престол Иоанна Павла II)[73][74][3].

Рассказывая о своем времяпровождении вне работы, Киселев упоминал, что чаще всего он просто смотрит телевизор, гуляет или читает — преимущественно мемуарную литературу. Говорил он о себе и как о гурмэ — знатоке и ценителе хорошей кухни: «Разной, да. Чего-то в этом понимаю»[4]. Журналист также рассказывал, что в свободное время он любит играть в большой теннис, «но, к сожалению, не в состоянии делать это регулярно»[5].

Киселев женат. Его супруга Мария Шахова — продюсер проекта Первого канала «Фазенда», в прошлом — ведущая популярной программы «Дачники», пресс-секретарь НТВ. У супругов есть сын Алексей (о нем сообщалось, что он «вместе с женой создал бренд одежды класса прет-а-порте») и внук Георгий[75][76].

Использованные материалы[править]

  1. а б Технология «мертвых душ» как инструмент захвата власти. — ИА МиК, 03.12.2004
  2. а б в г д е ё ж з и Евгений Киселев. — Газета.Ru
  3. а б в г д Евгению Киселеву — 45 лет. — НТВ, 15.06.2001
  4. а б в г д Передача «Доброй охоты!». — Эхо Москвы, 22.12.2006
  5. а б в г д е Евгений Киселев. Азбука политического философа. — ИА «Интермедиа консалтинг», 20.04.2010
  6. Елена Курасова. Телекнязь Кара-Мурза. — Stringer, 02.05.2003
  7. Наталия Портякова. «У кого не было денег уехать, надели чадру». — Власть, 09.02.2009. — № 5 (808)
  8. Ввод советских войск в Афганистан: удачное стратегическое решение или политическая ошибка? — Афганистан.ru, 27.12.2009
  9. Евгений Киселев. — Sostav.ru, 22.09.2004
  10. а б в Тележурналист Евгений Кисилев: «Как только меня не компрометировали! Говорили, что я — агент КГБ, ЦРУ, израильской разведки МОССАД. Да разберитесь промеж собой, мужики, чей я агент?». — Бульвар Гордона, 17.02.2009. — № 7 (199)
  11. Андрей Князев. Кому принадлежит Россия / СМИ. — Коммерсант-Власть, 18.12.2001. — № 50
  12. а б Олег Борисович Добродеев. Биографическая справка. — РИА Новости, 28.10.2009
  13. Александр Владыкин, Наталия Осипова. Дебют телекомпании НТВ. — Коммерсант, 12.10.1993. — № 195
  14. а б Дело Гусинского. — Грани.Ru, 14.12.2000
  15. Аглая Миловзорова. Квадратная дата. — Итоги, 19.01.1998. — № 1
  16. Человек-ящик. — Профиль, 27.03.0200. — № 11 (183)
  17. а б Телерадиокомпании и медиа-холдинги. — Политика (politika.su)
  18. Профессия — «сексот»? (Александр Коржаков — о Евгении Киселеве). — Завтра, 29.07.1997. — № 30 (191)
  19. Вокруг коробки из-под ксерокса. — FLB.ru, 22.06.1996
  20. Иван Засурский. Масс-медиа второй республики. — СМИ.ru
  21. Александра Коржакова хотят посадить. — Коммерсант, 18.07.1997. — № 113 (1295)
  22. Александр Коржаков. Борис Ельцин: от рассвета до заката. — М.: Интербук, 1997. — 479 с.
  23. а б в г Светлана Соболева. «Медведев — не из питерской подворотни, а из хорошей детской». — Публичные люди (pl.com.ua), 25.09.2008
  24. КГБ во власти и бизнесе. — Коммерсантъ-Власть, 23.12.2002. — № 50 (503)
  25. У НТВ новые руководители. — Коммерсант, 11.12.1997. — № 215 (1397)
  26. Евгений Киселев назначен генеральным директором телекомпании НТВ. — Полит.ру, 02.02.2000
  27. У НТВ забирают $7 млн и Евгения Киселева. — Gazeta.ru, 26.03.2001
  28. Власть меняется: хроника не по дням, а по часам. — Коммерсант, 16.04.2001. — № 67
  29. Евгений Киселев назначен исполняющим обязанности генерального директора ТВ-6. — РИА Новости, 14.04.2001
  30. Биографии назначенных «Газпромом» новых руководителей телекомпании НТВ. — NEWSru.com, 03.04.2001
  31. Березовский: от мехмата до Совбеза. — BBC Russian, 25.03.2003
  32. Борис Березовский трудоустроит журналистов НТВ. — Коммерсантъ, 07.04.2001
  33. а б Лев Кадик. Новости на ТВ-6 уже делает НТВ. — Коммерсантъ, 20.04.2001
  34. Дмитрий Пинскер. Слово и дело. — Итоги, 10.04.2001
  35. а б Мила Кузина. Один против четырех. — Газета.Ru, 14.05.2001
  36. Мила Кузина. «ЛУКойл» и Лужков подают на ТВ-6 в суд. — Газета.Ru, 14.05.2001
  37. Виктория Арутюнова. «Шестерка» крыта. — Коммерсантъ, 18.04.2001
  38. "Какого черта". Ведущие: Элина Николаева. Гости: Иван Демидов, руководитель «Молодой гвардии „Единой России“». — Эхо Москвы, 20.11.2005
  39. а б Евгений Глуховцев; Раиса Вивчаренко. Иван Демидов: от «Музобоза» до «Русского взгляда». — Тверская жизнь, 04.05.2005. — № 78
  40. Владимир Прибыловский; Анвар Амиров. Березовский Борис Абрамович. — ИЭГ Панорама, 23.01.2006
  41. Сергей Тополь, Юрий Сенаторов, Петр Сапожников. Главный финансист ЛУКОЙЛа захвачен неизвестно кем неизвестно зачем. — Коммерсантъ, 13.09.2002
  42. а б Телеканал ТВ6. — Lnews.narod.ru
  43. а б в Один год ТВС: очень краткая история. — Тема дня, 22.06.2003
  44. а б Мила Кузина. Ивану Демидову дали армейскую «Звезду». — Известия, 19.03.2004
  45. а б С чего начался конец ТВС. — Коммерсант, 23.06.2003. — № 106 (2709)
  46. Александр Губанов. Обряд вещания все ближе. — Общая газета, 07.03.2002. — № 10
  47. Элиа Мирзоев. Владимир Кара-Мурза: «В России надо жить долго и уметь терпеть». — Вестник online, 03.11.2003. — № 18 (329)
  48. Минпечати заменило ТВС на «Спорт» «в интересах зрителей». — Newsru.com, 22.06.2003
  49. Анна Огонькова. «Московским новостям» пора подводить итоги. — Профиль, 08.09.2003. — № 33(352)
  50. Екатерина Власова. Евгений Киселев уволил из еженедельника «Московские новости» ряд ведущих журналистов. — Российская газета (rg.ru), 11.03.2005
  51. Екатерина Власова. Не прощается и не уходит. — Российская газета, 16.03.2005. — № 3720
  52. Александр Воронов, Юлия Осипова, Арина Бородина. Евгений Киселев не вынес уникального журналистского коллектива. — Коммерсантъ, 12.03.2005. — № 43 (3127)
  53. Новым владельцем «Московских новостей» стал украинский бизнесмен Вадим Рабинович. — Российская газета (rg.ru), 04.07.2005
  54. Виктор Шендерович. Евгению Киселеву, бренду и человеку. — Официальный сайт Виктора Шендеровича (shender.ru), 12.03.2005
  55. Евгений Киселев. Ностальгические заметки водителя со стажем: русская история от «копейки» до авоськи. — GQ.ru, 18.03.2006
  56. Евгений Киселев. В: Где лучше всего думается о смысле жизни? — GQ.ru, 18.12.2007
  57. Комитет-2008 «Свободный выбор». — ИЭГ Панорама, 05.09.2005
  58. Члены Комитета «2008: свободный выбор». — Сайт Комитета 2008, 01.02.2004
  59. Об учреждении Комитета «2008: Свободный выбор». — Сайт Комитета 2008, 19.01.2004
  60. Евгений Киселев возглавил украинский телеканал. — Грани.Ру, 17.10.2008
  61. Александр Зворский. Российский журналист хлебнет украинской свободы. — Коммерсант-Украина, 10.06.2008. — № 96
  62. а б Почему Евгений Киселев покинул ТВi. — Известия в Украине, 06.10.2009
  63. Большому каналу — «Большая политика». — ИА «Интермедиа консалтинг», 22.09.2009
  64. Евгений Киселев «порвал» с украинским телеканалом. — ИА Росбалт, 05.10.2009
  65. Киселев решил уйти с телеканала ТВі. — Корреспондент.net, 06.10.2009
  66. Книгу под названием «Без Путина» представил сегодня бывший российский премьер, лидер российского народно-демократического союза Михаил Касьянов. — Эхо Москвы, 05.10.2009
  67. Михаил Соколов. «Без Путина», но с Путиным. — Радио Свобода, 05.10.2009
  68. В Киеве сорвана презентация книги «Без Путина». — Фокус (Украина), 17.12.2009
  69. Members. — International Academy of Television Arts and Sciences (iemmys.tv)
  70. Состав АРТ. Киселев Евгений Алексеевич. — Академия pоссийского телевидения (tefi.ru)
  71. Международная премия Свободы прессы. — Права человека в России (hro.org), 22.11.2007
  72. Самые известные и богатые люди России. — Коммерсант, 05.06.1998. — № 100
  73. Евгений Киселев ушел. — Дни.ру, 11.08.2003
  74. Владимир Платонов. «Папа Римский» в Москве. — Независимая газета, 30.10.2002
  75. Галина Черменская. Маша Шахова: муж говорит, что я стала циничной. — Теленеделя, 06.12.2007
  76. Маша Шахова: Киселев не доверяет мне даже пуговицы. — Телеобъектив, 27.02.2003