ОИСРП/ВТ/Амвросий (архиепископ Московский и Калужский)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[3] АМВРОСИЙ, Архиепископ Московский и Калужский, родился 1708 года 17 Октября, в городе Нежине, и наречен при крещении Андреем. Отец его Стефан Константинов сын Зертис быль Волох, уроженец местечка [4] Сороки, и выехав 1691 года в Малороссию, определен был, в рассуждении знания его Греческого, Волосского и Турецкого языков, переводчиком при Малороссийских Гетманах.

По смерти отца своего Андрей позван был от родного по матери дяди своего, Киевопечерской Лавры соборного старца, [бывшего потом в Нежинском Благовещенском монастыре Архимандритом] Владимира Каменского, для обучения в Киевской Академии Латинскому и Польскому языку и другим свободным наукам, тамо преподаваемым. При определении же его в cие училище дал ему прозвание свое Каменский. Сей Андрей в скором времени в учении оказал хорошие успехи; по чему и отправлен был в Польшу в город Львов, для лучшего и совершеннейшего оных изучения. Пробыв тамо два года, возвратился паки в Киев; а оттуда поехал в Санктпетербург, где в 1735 году определень был учителем, в новозаводимой Семинарии при Троицком Александроневском монастыре, в коем 1739 года [5]пострижен в монахи и наречен Амвросием.

Тщательное исправление порученной ему должности, и особливое искусство в проповедовании слова Божия, как и добродетельная его жизнь получили вскоре достойное награждение: ибо в 1748 году Маия 10 дня Императрица Елисавет Петровна Высочайшим указом Синоду повелела произвесть Его в Архимантрита в Cтaвропигиальный Воскресенский, новый Иeрусалим именуемый, монастырь, поручив ему строение онаго, и быть ему в Синоде членом.

1753 года, Ноября 7 дня по именному Eя же Величества указу посвящен он в Москве Епископом Переславским и Дмитревским, и велено при том ведать ему Воскресенский монастырь, именуясь тамошним Архимандритом, и остаться членом в Синоде.

1761 года, Марта в 7 день переведен он на Крутицкую Епархию, а 7 Октября тогож года пожалован Архиепископом тояж епархи, т. е. Сарским и Подонским, [6]переименованным потом Крутицким и Можайским.

1768 года, Генваря 18 дня ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ныне благополучно владеющая Государыня при отъезде Своем из Москвы в Санктпетербург всемилостивеише благоволила перевесть его из Крутицкой на Московскую Епархию, где и находился он по день страдальческой своей кончины, последовавшей 16 Сентября, 1771 года, на 63 году от рождения его, причиненной от возмутившейся в Москве черни, которая нашед его в Донском монастыре, во время божественной службы из олтаря и церькви вытаща, бесчеловечным образом лишила жизни пред воротами того монастыря, в котором он и погребен 4 Октября тогоже года в трапезной церкве, на левом крылосе у стены. При погребении его говорил проповедь Московской Академи Префект Иеромонах Амвросий. Другое слово на убиение его сочинено студентом Алексеем Левшиновым, напечатанное 1771 года в Санктпетербурге.

[7]Сверьх обыкновенных при Александроневской семинарии трудов и проповедей упражнялся он в переводе следующих книг на Российский язык.

I. Послания святого Игнатия Епископа Антиохийского.

II. Огласительные поучения святого Кирилла Епископа Иерусалимского. Сии обе книги с дозволения Святейшего Правительствующего Синода напечатаны в Московской Синодальной типографии.

ІІІ. Четыре книги богословские св. Иоанна Дамаскина, отданные же в печать.

IV. Рассуждение против Aфeистов и Неутралистов, напечатано в Москве 1765 года.

V. Трактат о произхождении Св. Духа, сочиненный на Латинском языке Преосвященным Феофаном Прокоповичем, его иждивением напечатан в Геттинге 1771 года.

VI. Опыт о человеке Попия, переведенный г. Поповским, во многих местах, при рассуждениях до веры принадлежащим, им исправлен и под присмотром его печатан при Московском университете 1757 года.

[8]VII. Более же всего прилежал он в исправлении Псалтыри с Еврей­скаго на Российский язык, с помо­щию нынешнего Донского Архимандрита Варлаама Лащевского, преискус­наго в Еврейском языке мужа. Онад была уже приведена к концу и для поднесения ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ на бело переписана; но к крайнему сожалению и невозвратной гибели, в бывшее Чудова Монастыря разграбление, не токмо список оные, но и самый подлинник в мелкие лоскутки изорван. Сему нещастью подвержена была и вся его немалая библиотека, содержащая в себе довольное число редких и нужных книг, также и много достопа­мятных записок, принадлежащих до церковной Российской истории, ко­торую он сочинять намерение имел, и почти всё нужное к тому заготовлено было.

Кроме многих полезных наук, сану его приличных, довольное имел он знание в гражданской и церков­ной архитектуре, и от природы великую имел к ней охоту: докаательством сему производимые им [9]везде где он был строения и украшения церквей и покоев. Воскресенский монастырь единственное в России огромное и славное, паче многих подобных мест строение, не от Россиян токмо, но и оть чужестранных похвалямое, свидетельствует его труды, знание и искусство в созидании храмов Божиих.

Переславской епархи Архиерейский дом после бывшего там пожара вновь им воздвигнут; соборная в Горицком престольном его доме церковь украшена, и собственным его иждивением иконостас в ней зделан; а строение там же Гепсимании, или Богородичного гроба, за переведением его на Крутицкую епархию не окончано.

Крутицкий Архиерейский дом в Москве, престольная его снаружи церьковь, а Чудов монастырь внутри отделан его старанием и большею частию его собственным иждивением, доказывает его просвещенный вкус и прилежное рачение к великолепному для украшениях городов, нужному и выгодному строению.

[10]Прошлого 1769 года Высочайшим ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА указом поручено ему было обновление трех больших Московских соборов, Успенского, Благовещенского и Архангельского. Средний из них ре­вностным его присмотром приведен в первое благолепие; а другие два за наступившею в Москве заразительною болезнию не начаты.

Что принадлежит до нрава и при­родных свойств сего Пастыря, то он был примерный в сане и до­стоинстве своем муж; разум его был просвещенный, чужд суеверия и лицемерия; в обхождении со всеми знающими его учтив, к подчи­ненным строг, но правосуден, к вышшим почтителен, к нижшим снисходителен, а к равным благо­склонен. В раздавании милостины бедным, а паче странным и пришельцам, щедр без тщеславия. Сие не­оспоримо доказывает Московский воспитательный дом, где он подая пример человеколюбия, принял на се­бя звание Опекуна, и где собственно от себя ежегодные делал немалые подаяния, и для воспитываемых там [11]младенцев учредил по всем приходам в Москве для доброхотных дателей крушки; в благочестии Християнском был тверд, недреманный наблюдатель и исправитель своей паствы; ревностный исполнитель Вы­сочайших повелений, судия не лицеприемный, любитель наук и покровитель учащихся; в дружбе искренен, в трудах неутомим; за что всеми учеными и просвещенными людьми был любим и почитаем, и в опасностях неустрашим: ибо во время самой предстоя­щей смерти, услыша вопль, крик и пальбу окруживших и к убиению его стремящихся мятежников, более об них, нежели о своей сожалел напа­сти. По чему преклонив колена, и воздев к образу Спасителеву руки, со слезами произнес сие моление: Господи! остави им, не ведят бо, что творят; не введи их в напасть, но отврати стремление их: и якоже смертию Ионы укротилось волнение моря, тако смертию моею да укротится ныне волнение сего свирепеющего народа! Видя же их отбивающих монастырские вороты, пошел в церьковь, где у [12] служащего литургию священника исповедался и святых таин приобщась, отдался без супротивления жаждущим крови его убийцам, и до последнего издыхания произносимо было его устами имя сына Божия, которому он вручив дух свой успе; а злочестивые его убийцы, яко изверги рода человеческого, вскоре потом казнены поноснейшею смертию и преданы церковию анафеме.