Опыты йоги: религия личного пути (Кукалев)/Часть I/Глава 1/Так при чем же тут йога?

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Так при чем же тут йога?[править]

Среди всех восточных оздоровительных систем нам особенно хочется выделить именно йогу. И дело здесь не только в личных симпатиях — мы всегда любим то, что больше и лучше знаем. Дело в том, что йога изначально ставит идею ненасилия во главу угла, сознательно объявляя ее фундаментом для всего здания. Именно с ахимсы (ненасилия) начинается путь йога, именно ее он должен освоить первой и к ней же вернуться в конце пути. И это не случайно. Ведь именно ненасилие — прежде всего, над самим собой — обеспечивает очистку организма, для которого собственно и предназначена вся система, для того чтобы базовый физиологический механизм йоги — рабочая гиперемия скелетных мышц — работал, необходимо напрягать только те части тела, которые обеспечивают выполнение некоторого движения или позы, равномерно расслабив все остальные. Именно ненасилие, т. е. умение работать на грани зоны комфорта, позволяет не только отделить пользу от вреда и со временем выработать блестящее чувство меры во всем, включая потребление, но и вообще добиться каких-либо результатов на непростом пути йоги. Именно ненасилие — физиологическая обоснованность комплексов упражнений, вызывающая радость и удовольствие, как во время, так и после упражнений, — обеспечивает эффективное управление своим вниманием, то развитие интеллекта, которым, собственно, и является йога. Так ненасильственно сохраняется желание заниматься йогой всю жизнь.

Ненасилие, словно цемент, скрепляет все элементы йоги в систему и обеспечивает формирование так необходимого нам сейчас «умного тела» — органа нашего мышления. Оно сделает наше тело чистым, энергоемким, отзывчивым на любое интеллектуальное усилие, подготовит его к творческой работе и принятию со временем новой веры. Только ненасилие может гарантировать, что этот блестящий инструмент — прошедшее через йогу тело — не будет использован во вред.

Конечно, при овладении системой йоги нельзя забывать, что занятия йогой не являются самоцелью и наша конечная задача — не здоровье или некое мистическое состояние. Наша цель — развитие таланта, расширение кругозора, блокирование возможности манипулировать собой, врабатывание в себя идеи ненасилия, с естественным потенциальным переходом к новой вере в свой Путь. Это и только это может обеспечить выживание в ситуации кризиса и переход к новому типу цивилизации.

А теперь я позволю себе рассказать одну историю. Мы отмечали Новый год. Мы — слушатели второго курса Санкт-Петербургской школы практической хатха-йоги — решили заменить теоретическую часть простой беседой, приуроченной к празднику. И вот, среди разговоров одна из моих учениц задала мне вполне призовой вопрос: «Почему люди приходят в йогу?». Здесь надо пояснить, что призовым я называю вопрос, на который я не могу сразу же дать ответ — не знаю. И за любой такой вопрос, человек, задавший его, поощряется, согласно моему принципу неминуемого поощрения. Вопрос интересный — я давно накапливаю статистику на эту тему, но дать короткий четкий ответ сразу не смог.

Только на следующее утро ответ, как мне показалось, был готов: люди хотят быть в форме. Срабатывает ли желание достичь некой цели, инстинкт вооружения (на всякий случай), честолюбие ли — у кого что. Важно, что это желание быть в форме, по-разному понимаемое и формулируемое, со временем четко осознается и находит способ реализации через йогу. А теперь заглянем в глубины нашего языка, не всегда осознаваемые, но всегда не пустые. Мы сразу же вспомним другое значение слова «форма: мундир, в отличие от цивильной гражданской одежды». Такая форма не только привлекает, она еще и обязывает, Возможно, на самом деле люди ищут в йоге обязанности, свою цель, подсознательно подозревая, что вместе с ней они найдут и свой Путь, своего Ангела-хранителя в этой, такой непростой жизни. Может быть…

Примечания[править]