Прокламации Петербургского комитета РСДРП январских дней 1905 года

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску
Прокламации Петербургского комитета РСДРП январских дней 1905 года
Дата создания: январь 1905 г., опубл.: 1922 г. Источник: журнал «Красная летопись», Л., 1922 г., № 1 • Прокламации большевистского Петербургского комитета РСДРП по поводу январских событий 1905 года.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Ко всем петербургским рабочим.
Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих.

В четверг собрание путиловских рабочих постановило:

Призвать всех петербургских рабочих к забастовке и, собравшись вместе в воскресенье, отправиться к Зимнему дворцу и подать царю петицию. Такие же постановления сделали рабочие во всех остальных отделах собрания петербургских рабочих. В своей петиции рабочие требуют:

1. Созыва Учредительного Собрания из представителей всего русского народа, избранных всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Учредительное Собрание должно выработать реформы по управлению государством, именно: передачу власти из рук чиновников в руки представителей народа, выбираемых также всеобщим голосованием (парламент).

Необходимыми условиями для осуществления этого требования является:

2. Уравнение в гражданских правах всех сословий (крестьян, купцов, дворян и духовных, народностей и вероисповеданий).

3. Гарантия гражданской свободы: неприкосновенность личности и жилища граждан, свобода слова, печати, собраний, всевозможных обществ и рабочих союзов, свобода стачек.

4. Освобождение из тюрьмы и ссылки лиц, понесших наказания за так называемые политические преступления, в том числе за рабочие стачки и крестьянские беспорядки.

5. Прекращение войны по воле народа.

Российская с.-демократ. рабочая партия уже давно выставляла те же самые требования и призвала всех русских рабочих к решительной борьбе за них. И теперь Петербургский Комитет Р. С.-Д. Р. П. приветствует рабочих, понявших необходимость политической свободы. Но петербургские рабочие должны понять, что те требования, которые они выставляют, ничего другого не означают, как конец самодержавия. Требовать парламента — это значит требовать, чтобы вместо царя страной управляла палата депутатов (парламент), избранная всем народом; требовать свободы слова, печати, союзов и собраний — это значит отнять у царя и у его министров, у царской полиции и у царских жандармов всю их теперешнюю власть. Одним словом, все эти требования означают — низвержение самодержавия.

Напрасно поэтому обращаться к царю с этими требованиями: добровольно царь вместе с огромной шайкой всяких великих князей, придворных чинов, министров, губернаторов, жандармов, попов и шпионов не откажутся от своих прав, от своей власти, от сытой, роскошной жизни, которую они ведут, от огромных богатств, которые они награбили и продолжают грабить с рабочих и крестьян. Нет, товарищи, ждать свободы от царя, который еще недавно в последнем манифесте твердо заявил, что он не намерен отказаться от самодержавия, невозможно. Если царь и обещает реформы, он и его чиновники обманут нас. Такой тяжелой ценой, как одна петиция, хотя бы поданная от имени рабочих, свободу не покупают. Свобода покупается кровью, свобода завоевывается с оружием в руках, в жестоких боях. Не просить царя и даже не требовать от него, не унижаться пред нашим заклятым врагом, а сбросить его с престола и выгнать вместе с ним всю самодержавную шайку — только таким путем можно завоевать свободу. Много уже рабочей и крестьянской крови пролито у нас на Руси за свободу, но только тогда, когда встанут все русские рабочие и пойдут штурмом на самодержавие — только тогда загорится заря свободы. Освобождение рабочих может быть только делом самих рабочих, ни от попов, ни от царя вы свободы не дождетесь.

В воскресенье, перед Зимним дворцом — если только вас туда пустят, — вы увидите, что вам нечего ждать от царя. И тогда вы поймете, что со стороны не принесут вам помощь, что только сами вы сможете завоевать себе свободу. Поэтому и теперь мы повторим то, что говорили в своих листках тысячи раз:

Долой самодержавие!

Долой войну!

Да здравствует вооруженное восстание народа!

Да здравствует революция!

Да здравствует великий братский союз рабочих Российской Социал-Демокр. рабочей партии!

Петербургский Комитет Р. С.-Д. Р. П.

8 января 1905 г.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Ко всем рабочим[1].

Вы шли к царю добиваться прав своих — и он встретил вас ружейными и пушечными залпами, ударами пик и отточенных сабель своих свирепых опричников...

Вы просили у него хлеба и работы, — и он угостил вас раскаленным свинцом...

Не мы ли, социал-демократы, говорили вам, что у кровопийцы-царя вы ничего не добьетесь, что он не друг, а враг народа, и что не пользу народную он блюдет, а пользу приспешников своих...

Убитые... Раненые... И их насчитывают сотнями, тысячами... К мести взывают эти трупы, которые вы возите по улицам... Собирайтесь же теперь под наши красные знамена... Ходите по улицам и добивайтесь того, чтобы всюду и везде были прекращены работы, — чтобы все граждане, как один человек, поднялись с оружием в руках против царя, против правительства, передавайте солдатам наши листки и требуйте, чтобы они отказались стрелять в народ.

Долой царя!

Долой самодержавие!

Да здравствует Учредительное Собрание!

Да здравствует социал-демократия!

СПБ. Комитет.

Январь 1905 г.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
К солдатам.

Солдаты! Вчера из ваших ружей и пушек вы убили сотни своих братьев. Не против японцев вас послали, не Порт-Артур защищать, а убивать безоружных женщин и детей. Ваши офицеры заставили вас быть убийцами.

Солдаты! Кого убивали вы? Тех, которые шли к царю требовать свободы и лучшей жизни, — свободы и лучшей жизни для себя и для вас, для ваших отцов и братьев, для ваших жен и матерей. Стыд и позор. Вы наши братья, вам нужна свобода, а вы стреляете в нас. Довольно. Опомнитесь, солдаты. Вы наши братья. Убивайте тех офицеров, которые вам велят стрелять в нас. Отказывайтесь стрелять в народ. Переходите на нашу сторону. Пойдемте вместе дружными рядами против наших врагов. Отдавайте нам ваши ружья.

Долой царя-убийцу!

Долой палачей-офицеров!

Долой самодержавие!

Да здравствует свобода!

Да здравствует социализм!

Петербургский Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии.

Январь 1905 г.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Ко всем.

Товарищи! Кровь пролилась, она льется потоками. Рабочие еще раз узнали царскую ласку и милость. Они шли искать правды у царя и получили от него пули. У Нарвской заставы, у Троицкого моста, на Невском — везде десятки убитых, сотни раненых. Стреляли без предупреждения. Вы видите, что значит просить у царя. Так научитесь же брать силой то, что вам надо, научитесь надеяться только на себя. Вас сотни тысяч, но что вы сделаете голыми руками? Вооружайтесь, где только можно, чем только можно. Разбирайте, где удастся, оружейные магазины, вы имеете право брать оружие для самозащиты. Пусть товарищи с оружейных и патронных заводов помогут остальным вооружиться. Оружие во что бы то ни стало! Только силою и кровью добывается свобода и справедливость. Где можно и надо загородить путь войскам, стройте баррикады из чего возможно: из телеграфных и фонарных столбов, экипажей, мебели соседних домов, разбирайте для этого стены, берите все, что под рукой. Кровь польется рекою. Но, товарищи, насколько больше ее льется на холодных полях Манчжурии, а разве та кровь ваших братьев несет вам свободу и лучшее будущее? Нет, даром гибнут ваши братья. А здесь вы знаете, что боретесь не даром. Каждая пролитая капля вашей крови приближает день свободы. И не умирают ли каждый день во всех углах России сотни и тысячи ваших товарищей от лишений и порожденных голодом болезней? Не укорачивают ли на десятки лет вашу жизнь эти лишения и этот голод? Разве это не убийство, не постоянное убийство? Так лучше сразу умереть сотнями и тысячами, чем все время мучиться и понемногу умирать миллионам рабочих. Продолжайте вашу стачку, держитесь твердо. Без ваших рабочих рук угнетатели, капиталисты и правительство, слишком слабы, стачка бьет их больно, она сильное оружие. И лучше поголодать сразу для борьбы, для победы, чем недоедать изо дня в день, для удовольствия и прибыли грабителей. Держитесь твердо!

Убеждайте вступить в стачку товарищей рабочих с газовых и электрических заводов, с конок, с трамваев, с железных дорог, извозчиков, служителей телеграфов, телефонов, почты. Если они забастуют, правительство и капиталисты и их войска будут в темноте и разъединены между собою, будут как без рук. Если этих рабочих не вовлечете в стачку или будет некогда убеждать их, постарайтесь сломать газовые и электрические проводы, перервать телеграфные и телефонные линии, выпрягайте лошадей из конок, наконец, ломайте рельсы: враги ваши сильны тем, что им легко и удобно сговариваться и перевозить войска и полицию туда, где им надо. Помешайте же этому.

В тюрьмах сидят ваши братья, которые боролись, как и вы, за свободу и справедливость. Освобождайте их, где у вас окажется сила для этого. Мы, социал-демократы, говорили вам уже раньше, что у царя и чиновников ничего нельзя взять просьбами и мольбами, что на них действует только сила, что они беспощадные враги, а не друзья ваши. Теперь вы сами это видите на деле. Так идемте же вместе. И пусть пролитая кровь не пропадет даром. Пусть она принесет нам свободу и лучшее будущее.

Объединяйтесь, вооружайтесь, надейтесь только на себя, товарищи рабочие.

Долой царя-убийцу!

Да здравствует Учредительное Собрание!

Петербургский Комитет Р. С.-Д. Р. П.

Январь 1905 года.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Товарищи! Царь услышал просьбу рабочих о справедливости и дал на нее не один ответ, а целых три. Первый ответ был — пуля и сабли, 700 убитых и 1200 раненых. Второй ответ — указ 12 января. Петербург объявлен на военном положении. Назначен генерал-губернатор, московский полицейский, убийца московских безоружных демонстрантов, ген. Трепов. Ему дано право высылать и сажать в тюрьму и штрафовать до 500 руб. по произволу. Третий ответ — объявление от генерал-губернатора 13 января. В нем сказано, что рабочие сами не знали, чего хотят, что они были слепым орудием каких-то злонамеренных людей, что правительство всегда прислушивалось к желаниям рабочих, что оно не может все-таки исполнять даже самых справедливых требований в случае беспорядка и упорства, что оно уже с декабря обсуждает закон о страховании рабочих, а теперь готово обсуждать закон о сокращении рабочего дня и о том, чтобы рабочим даны были способы обсуждать и заявлять свои желания.

Первый ответ — расстрел рабочих, и второй ответ — военное положение — понятны и ясны. Они означают: просить царя и правительство нельзя, берите силой, если сможете. Зато третий ответ — сплошная и явная ложь. Правительство говорит, что всегда прислушивается к желаниям рабочих. Товарищи, вы видели, и видите, как оно это делает. Если оно само говорит, что собирается дать рабочим способы заявлять и обсуждать их нужды, значит, до сих пор этих способов оно не давало. Как же оно могло прислушиваться? Ложь явная.

Оно говорит, что из-за беспорядка и упорства не может исполнять самых справедливых желаний рабочих. А отчего оно не исполняло их раньше? И кто делает беспорядок: рабочие ли, которые только хотели просить справедливости, или вооруженное зверье, убивающее безоружных? Правительство говорит, что рабочие сами не знали, чего хотели, когда требовали свободы и Учредительного Собрания, выборных от народа и прекращения войны, что все это навязали рабочим злонамеренные люди. Ложь и ложь. Рабочие требуют свободы, чтобы им было возможно мирно бороться с капиталистами, они требуют собрания выборных, чтобы народ сам распоряжался своей судьбой, а не царевы опричники, которые на просьбы отвечали пулями, требуют прекращения войны, потому что не хотят бесполезного и бесславного пролития народной крови, траты сотен миллионов народных денег.

Товарищи! Такая же ложь и обещание правительства насчет его уступок, насчет сокращения рабочего времени, насчет способов обсуждения и заявления рабочими их требований. Либо оно просто надует вас, либо даст вам ничтожные уступки, но и тогда, если вы, поверив ему, перестанете бороться, начнет немедленно брать их понемногу обратно. Оно уже делало так. Напуганное стачками 1896 г., оно дало закон о рабочем дне в одиннадцать с половиной часов, а потом незаметно отменило его таким распоряжением, что сверхурочные работы могут допускаться без всяких границ. Оно и теперь так сделает, если вы не будете дальше бороться. Не верьте ему, товарищи. Вы видите, сколько оно лгало.

Товарищи! Капиталисты тоже дают разные ответы на ваши требования. На многих фабриках и заводах дается расчет. Товарищи! Берите расчет и продолжайте стачку. Все равно они без вас потом не обойдутся. Другие капиталисты обещают уступки. Не идите на уступки, продолжайте всеобщую стачку, пока возможно. В единении сила.

Товарищи! Ищите оружия, готовьтесь к борьбе, а пока продолжайте стачку. Если вы прекратите теперь — они останутся победителями, и вам станет еще хуже. Устраивайте стачечные комитеты для сбора денег и помощи стачечникам. Мы, рабочие соц.-дем., делаем это по мере сил. Соединяйтесь с нами.

Товарищи! Не забывайте никогда о пролитой крови.

Долой царя, долой убийцу!

Долой самодержавие!

Петербургский Комитет Р. С.-Д. Р. П.

Январь 1905 г.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
К рабочим.

Товарищи! Вы убедились теперь, что просить у царя и его правительства о правах и справедливости бесполезно. Царь залил вашей кровью улицы Петербурга. Товарищи, с оружием в руках примыкайте к Российск. соц.-дем. рабоч. партии, к ее петербургскому комитету, добивайтесь следующих требований:

1. Созыва Учредительного Собрания из представителей всего народа, избранных всеобщим, равным, прямым, тайным голосованием для установления нового порядка управления страной, для замены самодержавия властью представителей всего народа — «парламентом».

Для этого необходимо:

2. Уравнение в правах всех сословий: крестьян, мещан, купцов, дворян, духовных, всех племен и вероисповеданий.

3. Гарантии гражданской свободы: неприкосновенности личности и жилища, свободы слова, печати, собраний, союзов и стачек.

4. Освобождение из тюрем и ссылки лиц, понесших наказание за рабочие стачки, за крестьянские беспорядки и т. п. политически преступления.

5. Прекращение войны по воле народа.

Товарищи, продолжайте всеобщую стачку, ею вы заставите правительство пойти на уступки: вашим трудом оно кормится.

Требуйте:

1. 8-ми-часового рабочего дня.

2. Установления комитетом рабочих и хозяев наименьшей заработной платы.

3. Прекращения детского труда.

4. Прекращения ночного труда для взрослых, в тех случаях, когда это допускают условия производства.

5. Прекращения сверхурочных работ.

6. Прекращения штрафов.

7. Сдачи фабричной инспекции под контроль рабочих союзов.

8. Государственного страхования рабочих при их участии в управлении.

Да здравствует социал-демократия!

Да здравствует демократ. республика!

Да здравствует политическая свобода!

Да здравствует всеобщая стачка!

Долой царя, да здравствует революция!

Петербургский Комитет Р. С.-Д. Р. П.

Январь 1905 г.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Новая наглая ложь русского правительства.

Товарищи! Правительство дошло до крайних пределов бесстыдства. Оно заявляет в «Правительств. Вестн.», что беспорядки на заводах в Петербурге, в Либаве, в Севастополе и других местах устроены японцами и англичанами, чтобы задержать отправку Балтийской и Черноморской эскадры, и что огромные деньги англичан и японцев истрачены на агитацию в России. И эти подлецы еще прибавляют: «объясните русскому народу истину». Товарищи, объясните вы русскому народу истину, расскажите ему, какие страдания довели вас до того, что вы начали борьбу, расскажите, какую нужду пришлось переносить вам за это время и видали ли вы какие-нибудь деньги, кроме жалких грошей, собранных между своими же братьями да с петербургского общества. Товарищи, обличите наглую ложь. Какое бесстыдство! Они даже не стесняются говорить об отправке Черноморской эскадры... Да ведь миру известно, что Черноморский флот вовсе не может выйти из Черного моря на основании существующих договоров, и что англичане немедленно бы его потопили, если бы он вышел. Поверьте, что японцы и англичане очень рады будут ее приходу на Восток, потому что японцы без труда сумеют уничтожить эти негодные корыта, построенные инженерами-казнокрадами под руководством злосчастного мошенника князя Алексея Александровича; уничтожить его еще легче, чем уничтожили гораздо более сильный флот Порт-Артура.

Товарищи! Правительство уже получило одну пощечину за свою ложь; английский посланник являлся 13-го вечером к министру иностранных дел Ламздорфу и требовал, чтобы русское правительство немедленно извинилось за клевету на английское правительство. Товарищи, возможно ли переносить правительство, которое так явно и бесстыдно лжет перед всем миром. Какой позор для России, что правительство убийц и лгунов все еще держится у нас. Долой царя! Долой самодержавие! Да здравствует свобода! Да здравствует Учредительное Собрание! Да здравствует 8-ми часовой рабочий день...

С.-Петербургский Исполн. Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии.

Январь 1905 г.

Примечания[править]

  1. В некоторых экземплярах пропущено.


Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Россия