Развратный отец и развратная мать (Бессонов А. Г.)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Развратный отец и развратная мать
автор Бессонов А. Г. (1848—1917)
Дата создания: 1906, опубл.: 1941. Источник: Башкирские народные сказки. Уфа. Башгосиздат. 1941. с. 247

В старое время был один старик со старухой. У них была дочь. Прошло некоторое время, и эта старуха у старика умерла. После того он и девушка жили очень долгое время. Потом старик сказал дочери: «Вот, дочка, мать уж умерла, так я женюсь на тебе». Тогда девушка встала и убежала.

Когда она пришла в какую-то землю и поселилась там в лесу, оказалось, что хан той земли рассылал людей в разные стороны сватать его сыну невесту, — самую красивую, какая только есть. В это время ханский сын, гуляя, зашёл в тот лес и увидал там девушку, которая оказалась очень красивой. Тогда ханский сын внял девушку, вернулся с ней к себе в дом и сделал её своей молодой женой. После того, как они прожили вместе некоторое время, у этой девушки родился сын. Однажды пришел к ним тот старик, который разыскивал свою дочь. Разыскивая, расспрашивая, добрался он и до того хана. Ханский сын увидел подошедшего старика в окно и спросил у своей жены: «Кто это?» Жена отвечала: «Мой отец».

После этого старик вошел в дом и сказал ханскому сыну: «Эта девушка — большая обманщица, зачем ты даешь ей приют? Отпусти ее». Тогда ханский сын взял да и прогнал эту свою жену вместе с сыном. Тогда они отправились опять в тот же лес. Придя в лес‚ они жили там несколько времени. Потом и сын ее порядком подрос и начал каждый день ходить на охоту.

Вот однажды, когда он шел на охоту, он увидал один хороший дом. Входит в этот дом — сидит пярий. Молодец, как только вошел в дом, тотчас же схватил пярия, отвел его в клеть и запер там. Потом он вернулся к своей матери и сказал ей: «Я сейчас видел в одном месте хороший дом; пойдем туда и будем там жить». Они отправились туда. Когда они пришли в этот дом и стали там жить, он отдал своей матери ключи от всех клетей. Потом, когда она стала ходить, отпирая и осматривая те клети, оказалось, что ключа от одной клети нет. Когда сын пришел домой, она спросила его: «Почему ты, сынок, не дал мне ключа от этой клети?» Сын сказал: «Оставь это, матушка, не проси ключа от той клети: заглянешь туда - испугаешься!» Тогда старуха сказала: «Я не буду отпирать и осматривать; только оставь у меня этот ключ, когда будешь уходить». Когда молодец ушел куда-то, старуха отперла клеть и заглянула в нее. Посмотрела — и увидала пярия: сидит пярий, а сам прямо увяз в топкой жиже. Тогда женщина вошла в клеть, вытащила пярия из жижи и обмыла его. После этого женщина с пярием порешили так: «Как только придет твой сын, убьем его». Как только молодец вернулся, мать обманула его: притворилась заболевшей. А в одном месте была гора, и эту гору облегал своим телом один аждаха. Старуха сказала: «На этой горе растет один плод, принеси мне этот плод и покорми меня, тогда я выздоровлю». Молодец отправился на ту гору. Доходит до горы -- нет никакой возможности пройти дальше: аждаха сплошным кольцом окружил гору да так и лежит все время. Тогда молодец приходит в дом одной старухи и спрашивает у нее: «Какой бы хитростью достать мне с этой горы‘ плод?» Старуха сказала: «У меня есть один жеребенок; живи здесь, пока этому жеребенку не исполнится три года, а потом ты поедешь и возьмешь этот плод».

Молодец жил тут три года. Через три года он сел верхом на лошадь и отправился в путь. Старуха сказала молодцу: «На горе растет плод; там будет сидеть одна девушка; ты подойди к этой девушке, кинь ей платок и скажи: «Заверни в него плод». Как только девушка завернет плод и отдаст, ты возьмешь его и умчишься на этой лошади».

Молодец отправился. Как только подъехал к аждахе, он тут же взлетел на воздух и опустился на гору; потом бросил той девушке платок и сказал: «Заверни-ка в него плод и дай мне». Как только девушка завернула плод и передала, молодец взял с собой и плод, и девушку- да и взлетел на воздух! После этого, пролетев довольно долго, он спустился в одном месте, а там как раз была деревня той девушки. Девушка вернулась в свой дом. Как только девушка вернулась, хан тех краев устроил свадебный пир и выдал эту девушку, свою дочь, за того молодца.

После того этот молодец задумал вернуться к своей матери. А та девушка дала молодцу перстень. Потом молодец пошёл домой. Когда он возвратился и подошел к самому дому, он увидел того пярия и свою мать: они сидят около дома и предаются любовным утехам. Молодец увидел, что они делают, а они, едва только заметили молодца, тотчас же убежали в дом.

После этого молодец принес плод и отдал его своей матери. Та поела и притворилась выздоровевшею.

Потом те оба опять придумали хитрость, чтобы убить его: «Теперь попробуем убить его вот как: притворимся, что будем испытывать его силу». Мать молодца сказала ему: «Ты, сын мой, очень силен; дай-ка я испытаю твою силу». Молодец сказал: «Ладно». После того мать вдруг опутала ему обе ручки семидесятисаженной конопляной веревкой, а сама крикнула пярию: «Иди скорее сюда и руби ему голову с плеч долой!» Пярий вышел и стал было подходить ближе, а молодец как рванет руками: все верёвки расплелись на мелкие волокна и треснули! И вот опять им не удалось умертвить его.

Молодец снова отправился в поле. Тогда пярий сказал старухе: «Ты срежь волосы со своей макушки, свей из них верёвку и свяжи его - этого он не порвет. Старуха свила веревку из своих волос и, как только молодец пришел, опять сказала: «Против тебя конопля не устояла; попробую связать тебя этими волосами: сумеешь ли; ты их разорвать?» Молодец опять сел спокойно; старуха опять связала ему руки, потом опять закричала пярию: «Иди скорее, руби ему голову с плеч долой!» Пяэрий вышел, а молодец сколько ни пробовал крутить руками, так и не мог порвать веревки. Тогда пярий вырвал у молодца оба глаза и улетел с ним в далекие края. Пролетел он с ним очень далеко и сбросил его на берег одного болотистого ручья. Молодец лежал тут очень долгое время.

Каждый день приходили сюда люди за водой. Молодец услыхал звон, ведер и крикнул: «Кто это пришел за водой?» Тогда какой-то человек сказал: «Я — слуга хана, ношу хану воду». Молодец расспросил, какой это хан. Тот сказал: «Такой-то хан: тот, у которого дочь один молодец спас и вернул домой». Молодец размышлял и не находил способа, как бы добраться до хана. Потом он сказал его слуге: «Поднеси сюда ведро, я выпью немного воды». Как только тот подошел, он, сделав вид, будто пьет воду, опустил в неё то самое кольцо, которое ему дала та девушка. Потом он сказал слуге: «Только не смотри в воду! Чуть только взглянешь — умрешь!» Слуга потащил воду и внес её в тот дом, где жила ханская дочь. Как только ханская дочь подошла, взяла воду и посмотрела в нее, она тотчас увидала тот перстень, узнала его: и тут же принялась расспрашивать, кто сегодня принес воду. Тогда один раб сказал: «Я принес». Девушка сказала: «Пойдем туда, откуда ты ее принес: веди меня на то место!» Этот молодец привел ханскую дочь к ручью. А та, как только пришла - увидала там своего мужа; она тут же подошла к нему и спросила о здоровье. Молодец узнал свою жену, но не мог видеть её, потому что у него не было глаз. После этого девушка вернулась домой, привела оттуда пять-шесть человек, а они подняли молодца и отнесли его к ней в дом. Но молодец совершенно не мог ходить с места на место, так как у него не было глаз. Как-то раз, когда он спал, он увидал во сне, что будто бы, при выходе из дому, за дверью, лежат лук и стрела и что если кто-нибудь возьмет и пустит стрелу, смотря на юг, то она возвращается назад и вонзается ему в руку, а если кто пустит её до трех раз, — то слепой человек станет зрячим. Когда он проснулся, он припомнил свой и подумал: «Стой-ка, может быть это правда!» И он выходит на двор и ощупывает место за дверью: лук и стрела. Взяв стрелу, он пускает ее, поворотившись к югу; проходит много времени: стрела возвращается и вонзается ему в руку. Снова пустил, до трех раз пустил: глаза у него стали видеть. После того, прожив тут некоторое время, он сказал хану: «Теперь я пойду убью того пярия и после этого вернусь обратно». Хан сказал: «Ладно».

Тогда молодец отправился в путь. Подходя к тому дому, он увидал свою прежнюю лошадь: стоит она, привязанная, на том же месте и глубоко ушла копытами в землю, Тогда молодец подошел к лошади, отвел её на аркане в поле, а сам пошел к дому. Подходит к дому, а тот пярий и мать предаются любовным утехам на улице. Он, как подошел, так и отрубил голову у своей матери. Пярий убежал в дом и спрятался там. Молодец вбежал в дом и крикнул: «Выходи скорее!» Тогда пярий не вытерпел„и вышел; молодец схватил пярия и бросил его на воздух - пярий подлетел так высоко, что даже и не видать его! После того пярий рухнул сверху вниз да так, что ничего от него не осталось: разлетелся в муку. Молодец спалил этот дом и ничего там не оставил в целости, а сам отправился в дом того хана.

Придя к хану, он по-прежнему зажил у него, как зять, а потом сделался сам ханом и до сих пор ещё продолжает там жить.