Страница:Австро-сербский фронт войны.pdf/15

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


скихъ цѣлей. Онъ считалъ, что вступленіе Франца Фердинанда на престолъ было бы несчастіемъ для Сербіи, такъ какъ эрцгерцогъ не преминулъ-бы присоединить ее къ своимъ владѣніямъ.

Убійство было немедленно-же поставлено въ связь съ общесербскимъ движеніемъ, и корней его стали искать въ Бѣлградѣ.Сербскіе герои среди горъ военной добычи.Сербскіе герои среди горъ военной добычи.

Францъ Фердинандъ считался непримиримымъ сторонникомъ послѣдняго курса правительственной политики. Клерикалъ и противникъ славянства — онъ поддерживалъ такое настроеніе вліятельныхъ круговъ, которое два раза, въ 1909 и 1912 г., едва не довело правительство до войны. Онъ считалъ неминуемымъ вооруженное столкновеніе съ Россіей, и, по его мнѣнію, чѣмъ скорѣе оно произошло-бы, тѣмъ это лучше было бы для Австріи. Съ его воцареніемъ ждали угнетенія національностей, ждали, что онъ неминуемо зажжетъ пожаръ общеевропейской войны.

Такимъ образомъ, убійство его было только вспышкой отчаянной самозащиты угнетеннаго народа. Жанъ Жоресъ по этому поводу писалъ: «Нѣтъ болѣе международнаго права… Всюду царитъ система бронированнаго кулака и вызываетъ взрывы страстей, насилія и убійствъ, этихъ неизмѣнныхъ спутниковъ безправія, угнетенія и деспотизма. Узкій ультра-

Тот же текст в современной орфографии

ских целей. Он считал, что вступление Франца Фердинанда на престол было бы несчастьем для Сербии, так как эрцгерцог не преминул бы присоединить ее к своим владениям.

Убийство было немедленно же поставлено в связь с общесербским движением, и корней его стали искать в Белграде.Сербские герои среди гор военной добычиСербские герои среди гор военной добычи

Франц Фердинанд считался непримиримым сторонником последнего курса правительственной политики. Клерикал и противник славянства — он поддерживал такое настроение влиятельных кругов, которое два раза, в 1909 и 1912 г., едва не довело правительство до войны. Он считал неминуемым вооруженное столкновение с Россией, и, по его мнению, чем скорее оно произошло бы, тем это лучше было бы для Австрии. С его воцарением ждали угнетения национальностей, ждали, что он неминуемо зажжет пожар общеевропейской войны.

Таким образом, убийство его было только вспышкой отчаянной самозащиты угнетенного народа. Жан Жорес по этому поводу писал: «Нет более международного права… Всюду царит система бронированного кулака и вызывает взрывы страстей, насилия и убийств, этих неизменных спутников бесправия, угнетения и деспотизма. Узкий ультра-