Страница:Австро-сербский фронт войны.pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


сти всегда могли бы удержать насильниковъ отъ погромовъ. Но этого не случилось. Мэръ города — мусульманинъ — издалъ воззваніе, въ которомъ опредѣленно указывалъ, что заговоръ организованъ въ Бѣлградѣ. Это воззваніе за подписью оффиціальнаго лица возымѣло свое дѣйствіе.

Сотни магазиновъ въ Сараевѣ и Загребѣ были разбиты, имущество разгромлено, а надъ владѣльцами-сербами произведены грубыя насилія. Разрушены редакціи, школы, дѣтскіе пріюты, помѣщенія общественныхъ организацій, гостинницы. Въ домѣ сербскаго митрополита Летица выбиты окна. Самъ Летица, стоявшій за закрытыми ставнями, раненъ осколкомъ стекла въ лѣвую руку.

Одновременно такіе же погромы произошли въ Коницѣ, Ливно, Столацѣ, Опличинахъ, Тосанахъ, Боснійскомъ Бродѣ, Дьяковарѣ и др. мѣстахъ.

Общіе итоги противо-сербскаго движенія таковы: 4.000 сербовъ подвергнуты изгнанію и около 4.000 арестованы. Прекратили существованіе всѣ сербскія газеты, общественныя организаціи и торговыя учрежденія.

Интересно отмѣтить согласованность дѣйствій вѣнскаго и берлинскаго правительствъ въ данномъ дѣлѣ. Уже съ первыхъ дней послѣ убійства можно было предвидѣть, что Германія не останется безучастной зрительницей, а постарается раздуть въ своихъ цѣляхъ брошенную искру. Въ Берлинѣ были произведены также аресты сербскихъ студентовъ. Были отправлены въ полицейское управленіе члены сербскаго союза «Единство». Оффиціозное объясненіе по поводу этихъ арестовъ указывало, будто въ Берлинѣ былъ разыскиваемъ среди студентовъ сербскій комитетъ, который подготовлялъ покушеніе на жизнь императора Вильгельма. И найденныя при обыскѣ брошюры и рукописи будто-бы свидѣтельствовали, что велико-сербская пропаганда шла также и изъ Берлина.


Тот же текст в современной орфографии

сти всегда могли бы удержать насильников от погромов. Но этого не случилось. Мэр города — мусульманин — издал воззвание, в котором определенно указывал, что заговор организован в Белграде. Это воззвание за подписью официального лица возымело свое действие.

Сотни магазинов в Сараеве и Загребе были разбиты, имущество разгромлено, а над владельцами-сербами произведены грубые насилия. Разрушены редакции, школы, детские приюты, помещения общественных организаций, гостиницы. В доме сербского митрополита Летица выбиты окна. Сам Летица, стоявший за закрытыми ставнями, ранен осколком стекла в левую руку.

Одновременно такие же погромы произошли в Конице, Ливно, Столаце, Опличинах, Тосанах, Боснийском Броде, Дьяковаре и др. местах.

Общие итоги противосербского движения таковы: четыре тысячи сербов подвергнуты изгнанию и около четырех тысяч арестованы. Прекратили существование все сербские газеты, общественные организации и торговые учреждения.

Интересно отметить согласованность действий венского и берлинского правительств в данном деле. Уже с первых дней после убийства можно было предвидеть, что Германия не останется безучастной зрительницей, а постарается раздуть в своих целях брошенную искру. В Берлине были произведены также аресты сербских студентов. Были отправлены в полицейское управление члены сербского союза «Единство». Официозное объяснение по поводу этих арестов указывало, будто в Берлине был разыскиваем среди студентов сербский комитет, который подготовлял покушение на жизнь императора Вильгельма. И найденные при обыске брошюры и рукописи будто бы свидетельствовали, что великосербская пропаганда шла также и из Берлина.