Страница:Автобиографические записки Ивана Михайловича Сеченова (1907).pdf/46

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


Когда мы поступили въ училище, въ низшемъ классѣ оставался на другой годъ князь Е., мальчикъ не глупый, но отличавшійся непобѣдимой лѣностью[1]. Лѣнился онъ по прежнему, и на второй годъ, и до насъ дошли слухи, что родители его обратились къ начальству съ просьбой употребить для его исправленія розги, что́ будто бы и было исполнено. Этотъ противузаконный поступокъ взволновалъ старшихъ воспитанниковъ, и рѣшено было выразить протестъ главному начальнику генералу Шарнгорсту, въ слѣдующей формѣ: отвѣтить всеобщимъ молчаніемъ на его обычное привѣтствіе при первой же имѣющей произойти встрѣчѣ, что и было пунктуально исполнено. За это фельдфебель Зейме былъ лишенъ своего званія; всѣхъ насъ осудили на сидѣнье по воскресеньямъ и праздникамъ въ училищѣ въ теченіе года, и вскорѣ затѣмъ генералъ Шарнгорстъ удалился, и на его мѣсто былъ назначенъ Ламновскій. Затѣвая этотъ протестъ, нашимъ старшимъ, терпѣвшимъ въ своей средѣ плеточную институцію, слѣдовало бы имѣть въ виду, что у нихъ самихъ «рыльце въ пуху», или по крайней мѣрѣ отмѣнить эту гадость, послѣ протестаціи, но этого не случилось.

Къ веснѣ 1844 г. мы, новички, окончивъ курсъ ученья у саперовъ, поступили въ ротный строй; и какъ только наступило тепло началось веселое время приготовленія къ майскому параду. У себя дома ученья производились тогда чуть не ежедневно на открытомъ воздухѣ и два раза назначались репетиціи парада на плацу 1-го кадетскаго корпуса, вслѣдствіе чего мы имѣли не малое удовольствіе проходить строемъ по Невскому на Васильевскій островъ. Здѣсь, кромѣ всѣхъ военно-учебныхъ заведеній, были собраны моряки, путейцы, горные и лѣсные — всѣ, какъ слѣдуетъ, въ военныхъ мундирахъ съ ружьями. Первый смотръ дѣлалъ генералъ Шлиппенбахъ, а второй Великій Князь Михаилъ Павловичъ, имѣвшій терпѣнье проходить пѣшкомъ по фронту всѣхъ заведеній и осматривать вблизи нашъ внѣшній видъ. Это я хорошо помню по слѣдующему случаю (въ которомъ году, не помню): проходя по нашему фронту, онъ ткнулъ пальцемъ въ грудь воспитанника Попова со словами: «уберите мнѣ въ заднюю шеренгу эту угрюмую

  1. Уловки, къ которымъ онъ прибѣгалъ на экзаменахъ изъ математики, достойны описанія: на всѣ трудные для него билеты онъ писалъ мельчайшимъ почеркомъ на отдѣльныхъ бумажкахъ нужныя по вопросу выкладки въ томъ порядкѣ, въ какомъ придется писать ихъ на доскѣ, и пряталъ эти отвѣты на своей особѣ въ слѣдующемъ порядкѣ: нѣсколько билетовъ за галстукъ, 7 билетовъ въ промежутки между пуговицами курточки, остальные въ карманы штановъ. Получивъ билетъ со стола экзаменатора, онъ уже зналъ по нумеру, гдѣ отыскать отвѣтъ, и списывалъ его, стоя у доски.