Страница:Автобиографические записки Ивана Михайловича Сеченова (1907).pdf/77

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


признакахъ принятыхъ въ зоологіи отдѣловъ, и описанію одноклѣточныхъ предпослалъ длинный трактатъ о клѣткѣ вообще. Послѣднее ученіе падало однако на неподготовленную почву — Москва еще не думала тогда о микроскопѣ; поэтому между студентами Варнекъ не пользовался успѣхомъ, и въ насъмѣшку они даже прозвали его клѣточкой[1]. Тогда восторги были обращены въ сторону проф. зоологіи Руллье, который любилъ философствовать на лекціяхъ и читалъ очень краснорѣчиво.

Минералогія читалась Щуровскимъ, безъ кристаллографіи и въ такомъ видѣ, что о его лекціяхъ ничего не осталось въ памяти.

Практическими занятіями въ анатомическомъ театрѣ завѣдывалъ добрѣйшій прозекторъ Иванъ Матвѣевичъ Соколовъ (Севрукъ на эти занятія не заглядывалъ). Я и двое товарищей по курсу, Юнге и Эйнбродтъ, занимались у него не только по утрамъ, въ назначенные для всѣхъ часы, но и по вечерамъ, что допускалось. Вечеромъ вмѣстѣ съ нами работалъ и самъ Ив. Матв., приготовляя препаратъ къ слѣдующему дню на лекцію Севрука. Дѣлу своему онъ предавался съ большой любовью, отдѣлывалъ препараты съ величайшею тщательностью, стараясь придавать имъ красоту, съ каковою цѣлью отпрепаровывалъ налитые кровеносные сосуды до едва видимыхъ глазомъ вѣточекъ и смазывалъ мышцы кровью. Былъ вообще, какъ прозекторъ того времени, на мѣстѣ. По выслугѣ Севрука (уже послѣ моего выхода изъ университета) сдѣлался профессоромъ анатоміи и даже читалъ одинъ или два года физіологію (по выбытіи изъ университета проф. Глѣбова), но, прослуживъ двадцать пять лѣтъ, не былъ избранъ на пятилѣтіе и остался безъ дѣла. Въ этомъ положеніи онъ поѣхалъ въ Петербургъ хлопотать о мѣстѣ и, будучи безъ всякихъ связей, обратился къ Боткину и ко мнѣ (мы были тогда профессорами медицинской академіи) съ просьбой помочь ему въ пріисканіи мѣста. Къ своей просьбѣ бѣдный Иванъ Матвѣевичъ прибавлялъ: «привыкнувъ всю жизнь мою анатомировать, я полѣзъ на стѣну, когда остался безъ дѣла; отъ скуки началъ даже анатомировать жуковъ и таракановъ».

Кромѣ практическихъ занятій по анатоміи, намъ читали на второмъ курсѣ органическую химію, сравнительную анатомію, физіологію, фармакогнозію, общую патологію и терапію и, кажется, на этомъ же курсѣ, энциклопедію медицины.

Сравнительную анатомію и физіологію читалъ профессоръ Иванъ Тимоѳеевичъ Глѣбовъ (перешедшій, по выслугѣ лѣтъ, въ

  1. Много позднѣе я узналъ, что Варнекъ и извѣстный ботаникъ Ценковскій были изъ числа первыхъ русскихъ біологовъ, работавшихъ въ тѣ времена съ микроскопомъ.