Страница:Азия (Крубер, Григорьев, Барков, Чефранов, 1900).pdf/146

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Охота за дикой лошадью.

Задолго до восхода солнца, часовъ около двухъ ночи, мы, въ числѣ десяти человѣкъ, вышли изъ лагеря и безъ шума пробрались къ заранѣе выбраннымъ мѣстамъ. Оъ напряженнымъ вниманіемъ вглядывался я вдаль, прислушиваясь къ малѣйшему шороху; но все было спокойно. Изрѣдка только раздавался пискъ какого то мышенка или свистъ пустыннаго зайца (Lepus tolai). Сидѣть было холодно, а мертвая тишина природы и слабое лунное освѣщеніе располагали къ дремотѣ; мысли путались; чувствовалось, что засыпаешь.

На востокѣ заалѣла заря. Что-то стукнуло невдалекѣ… это шла антилопа кара-куйрюкъ; за ней осторожно ступая, вышла изъ-за куста вторая, тамъ третья. Граціозныя животныя скользили какъ тѣни, чутко ко всему прислушиваясь. Онѣ остановились недалеко, всего въ шагахъ 80-ти, но стрѣлять было нельзя; по словамъ муллы, сопровождавшаго насъ, лошади боязливы и при малѣйшемъ подозрительномъ шумѣ уносятся съ быстротою вѣтра, возвращаясь снова на водопой не ранѣе двухъ-трехъ дней. Почти то же писалъ о лошадяхъ и Н. М. Пржевальскій. Поэтому всѣмъ было воспрещено стрѣлять по чемъ бы то ни было, за исключеніемъ лошадей; мнѣ тоже поневолѣ оставалось только любоваться милыми антилопами, которыя на ходу пощипывали травку. Маленькій козликъ рѣзвился около матери: то становился на дыбки и прыгалъ вверхъ, то, разбѣжавшись, выгибалъ шею и ударялъ безрогою головкой въ грудь матери. Ружье, лежавшее у меня на колѣняхъ, скользнуло и ударило въ стволъ куста, за которымъ я сидѣлъ. Вѣтеръ былъ на меня; поэтому животныя не почуяли, но все же, недовѣрчиво озираясь, побѣжали рысцой по направленію къ ключамъ, скрываясь въ туманной дали.

Солнце взошло; было шесть часовъ утра, охотники стали одинъ за другимъ подниматься изъ-за кустовъ, расправляя замлѣвшіе члены. Мы собрались. Никто не видѣлъ лошадей. Только одинъ казакъ сталъ насъ увѣрять, что видѣлъ какого-то страннаго звѣря, ни на что не похожаго.

На слѣдующую ночь охота возобновилась, охотники разошлись группами по озерамъ, но и эта ночь была неудачна. Однако мы не унывали. Осматривая днемъ водопои и тропинки, мы убѣдились, что лошади приходили на водопой уже послѣ того, какъ были покинуты нами засади.

Подошли онѣ съ подвѣтренной стороны, откуда мы ихъ и не ждали. Это открытіе такъ порадовало насъ, что мы еле дождались третьей ночи. Я съ двумя казаками заняли мѣсто около крайняго восточнаго озера, другіе же усѣлись группами у сѣверныхъ озеръ. Въ девять часовъ вечера всѣ были на мѣстахъ.