Страница:Азия (Крубер, Григорьев, Барков, Чефранов, 1900).pdf/85

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


что никогда прежде обоняніе мое не страдало въ такой степени, какъ здѣсь, въ этихъ улицахъ, во время или послѣ поливки ихъ; мнѣ казалось, что можно задохнуться здѣсь отъ зловредныхъ газовъ, и я старался какъ можно скорѣе, не дыша, проѣхать политое пространство.

А китайцы, повидимому, были совершенно равнодушны къ этой неизобразимой вони и какъ будто вовсе не замѣчали ея. Вотъ странные или, скорѣе, несчастные люди! Имъ, разумѣется, не проходятъ даромъ подобные эксперименты надъ своимъ здоровьемъ и жизнью: частыя эпидеміи оспы и тифа уносятъ постоянно большое количество жертвъ, а глазными болѣзнями страдаетъ чуть не большая половина населенія.

Да, Великая Столика Востока требуетъ немедленнаго и радикальнаго обновленія… А во время оно въ ней была устроена замѣчательная система водосточныхъ трубъ и водопроводовъ, остатки которыхъ еще и теперь можно видѣть кое-гдѣ. Они представляются въ видѣ каналовъ, не очень глубоко лежащихъ подъ землей, но обложенныхъ каменными плитами, скрѣпленными цементомъ. Въ Пекинѣ все приходитъ въ страшный упадокъ, судя по тому, что здѣсь встрѣчаешь на каждомъ шагу, — рядомъ золото и грязь, дорогую рѣзьбу и падающія зданія, изящнѣйшіе мраморные барельефы и жалкія развалины; и остатки старины вездѣ величественнѣе, богаче, изящнѣе, чѣмъ позднѣйшія произведенія архитектуры и искусствъ.

Нѣсколько дней спустя, мы отправились съ г. Поповымъ въ китайскій городъ съ цѣлью побродить по разнымъ магазинамъ. Пройдя нѣсколько улицъ и миновавъ колоссальныя ворота Цянь-Мынь, находящіяся въ знакомой читателю стѣнѣ, раздѣляющей Пекинъ на двѣ часта, мы вступили въ китайскую половину столицы, и только здѣсь я увидалъ всю ея кипучую жизнь, передъ которой въ манжурскомъ городѣ, хотя также очень оживленномъ, можетъ показаться пусто, безжизненно и тихо. Тотчасъ за Цянь-Мыньскими воротами открывается большая, окруженная домами и лавками площадь, пересѣкаемая такъ называемою „Охраняющею городъ рѣкою“, — Ху-Чэнъ-Хэ, черезъ которую перекинутъ широкій каменный мостъ въ три проѣзда, украшенный четырьмя рѣзными мраморными оградами. У европейцевъ онъ извѣстенъ подъ названіемъ „моста нищихъ“, потому что эти жалкіе люди избрали его своимъ пріютомъ, сдѣлали, такъ сказать, клубомъ своимъ. Въ настоящее время членовъ этого клуба было довольно много на-лицо, и ужъ, конечно, ни одинъ непривычный человѣкъ не пройдетъ мимо группы пекинскихъ нищихъ, не удостоивъ ихъ вниманія, а передъ нѣкоторыми невольно останавливаешься и также невольно произносишь какое-нибудь восклицаніе ужаса или сожалѣнія… Видъ ихъ страшенъ: такую худобу тѣла, не исключая даже молодыхъ людей, я видывалъ только въ больницахъ на смертномъ одрѣ; ихъ одеждѣ, едва