Страница:Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Том 4.djvu/139

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

твой тѣ листы послалъ къ тебѣ великому государю съ сею отпискою съ Путивльскимъ козакомъ съ Микиткою Вязовиковымъ майя въ 22 день.

На оборотѣ адресъ и помѣта: 166 г. маія въ 30 день, подалъ Путивльской козакъ Микитка Вязовиковъ.

 

II. Государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, холопъ твой Петрушка Скуратовъ челомъ бьетъ. Въ ньшѣшнемъ, государь, въ 166-мъ году, іюня въ 21 день, какъ щолъ гетманъ Иванъ Выговской изъ-подъ Плотавы къ Чигирину, и не доѣхавъ, государь, города Манжелика, на дорогѣ пріѣхалъ къ гетману Черкашенинъ, а привезъ отъ Бѣлацерковского полковника листъ. И гетманъ тотъ листъ ѣдучи вычелъ и почалъ сердитовать и говорилъ: воеводы де пріѣхали, опять бунтовъ заводить! пишетъ де ко мнѣ Бѣлацерковской полковникъ, что писалъ къ нему окольничей Андрѣй Васильевичь Бутурлинъ, что пріѣхалъ воевода къ Бѣлой Церквѣ, а нынѣ въ Кіевѣ. Да говорилъ: пиши де, Андрѣй Васильевичь, да самъ берегись!

И я холопъ твой ему, гетману, говорилъ, что онъ гетманъ сердитуетъ не за дѣло: самъ онъ о томъ къ тебѣ великому государю писалъ, чтобъ быть въ твоихъ государевыхъ Черкаскихъ городехъ воеводамъ.

И гетманъ говорилъ: писалъ де къ тебѣ великому государю онъ, гетманъ, чтобъ ему изволилъ ты, великій государь, прислать тысечю человѣкъ драгуновъ да тысечю человѣкъ солдатъ, а (онъ) прислалъ своихъ государевыхъ воеводъ и ратныхъ людей, чтобъ бунтовщиковъ смирить: и что де къ тебѣ великому государю онъ, гетманъ, пишетъ, и на Москвѣ, государь, тому ево писму бутто смѣютца. Павелъ де Тетеря да Ѳедоръ про то ему сказывали; а Ар(те)монъ бутто Ковалевскому говорилъ, что ты, великій государь, ему, Ивану Выговскому, гетманомъ быть не велишь, а онъ, Иванъ Выговской, нарокомъ гетманомъ нынѣ. А что, государь, къ Бѣлой Церквѣ воеводѣ быть, про то къ тебѣ великому государю онъ не писалъ; какъ де воевода пріѣхаль, такъ и поѣдетъ: ничево де ему онъ, гетманъ, давать не велитъ; чтобъ твоимъ государевымъ воеводамъ пріѣзжать было къ нему, да отъ нево въ твои государевы Черкаскіе городы ѣхать, — бутто онъ про твоихъ государевыхъ воеводъ и невѣдаетъ, а они и по городамъ ѣдутъ; а въ Кіевѣ де твои государевы люди и не первой годъ, а по сю пору съ Черкасы безпрестани кіями бьютца. А нынѣ де онъ съ своевольники самъ управился; твои государевы воеводы и ратные люди ему ненадобны, бутто твои государевы воеводы бунты зачнутъ, такъ же какъ и Пушкарю поволили зиму-сь: бутто съ Пушкаремъ твои государевы люди изъ Змѣева и изъ Калантаева были и нынѣ, пришедъ, живутъ въ Змѣевѣ и въ Колонтаевѣ; воеводы де, государь, ихъ отпускали. А кои злодѣи что у нихъ учинятъ да уходятъ въ твои государевы украинные городы, а твои государевы воеводы имъ тѣхъ злодѣевъ не отдаютъ; и онъ, гетманъ, воровъ, которые прибѣгутъ изъ твоихъ государевыхъ городовъ къ нему, гетману, отдавать не хочетъ: однако де все великого государя земля! Какъ, бутто, твои государевы воеводы чинятъ, такъ и онъ, гетманъ, чинить хочетъ. А и нынѣ, государь, бутто твои государевы люди съ Пушкаремъ на бою были жъ и барабанъ де ево гетмановы Нѣмцы на бою у нихъ взяли. Бутто, государь, ево тѣшили грамотами, а по сю пару нарокомъ мѣшкали. У короля Польского бутто имъ было хорошо: пришодъ де къ нему, да говорятъ о чомъ надобно, и указъ де тотчасъ.

Да онъ же, государь, говорилъ: вамъ де надобно такой гетманъ, чтобъ взявъ за хохолъ да водить.

И я, холопъ твой, ему гетману говорилъ: