Страница:Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Том 4.djvu/165

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

. . . . и грабежи и смертныя убивства уч(инилъ) . . . . они и всѣмь Войскомъ Запорожскимъ и нынѣ гов . . . . и мстити хотятъ. Будучи они подъ властію королей Польскихъ и великихъ князей Литовскихъ, за права и вольности свои стояли и бились и изъ неволи высвободились.

И діакъ Василей говорилъ: Вѣдомо то всѣмъ окрестнымъ великимъ государемъ христіянскимъ и бусурманскимъ, что короли Польскіе гоненіе воздвигли на церкви христіянскіе и васъ православныхъ христіянъ нудили свѣтъ евангельскій оставити и т(ьмѣ) еретичества своего соединитись . . . . православные христіянскіе, и васъ православныхъ христіянъ принудили въ у . . . . ству Латино-римскому папѣ и з . . . . страдати и крови свои проливати год . . . . вѣры ради благочестивые христіянскіе, а . . . . кто и пострадалъ, тотъ вѣнецъ нетлѣнія (получилъ) отъ Христа Бога нашего. А какъ Польскіе и Литовскіе люди собрались и друзей вашихъ Крымскихъ Татаръ, которые и нынѣ при васъ есть, приговорили на ваше жъ разоренье съ собою въ соединенье, уже было вамъ конечная бѣда и погибель, чтобъ едва и одна христіянская душа об . . . . въ живущихъ отъ меча Польскихъ и Литовскихъ людей и Крымскихъ Татаръ и н . . . . гдѣ главы свои подклонити . . . . скалась милость великого государя нашего, его царского величества и отъ непріятелей вашихъ . . . . и заступленье и оборона; а нынѣ кое(й ради) вины войну всчинаете и крови христіянскіе хотите проливати? до чего Боже васъ не допусти, и какъ будете слыти по всему свѣту, еже истинное обѣщаніе преступили есте и вмѣсто благи . . . избавителю своему, великому государю нашему, его царскому величеству, злая приносите. Кто ли не удивитца такому вашему неблагодаренію и суровой и безчеловѣчной дерзости?

И гетманъ говорилъ: мы великому государю, его царскому величеству, не зрайцы, а съ н(епрія)тели своими, которые намъ зло мыслятъ и отъ государскіе милости отлучаютъ, мстити будемъ.

И говоря и споровався съ діакомъ съ Васильемъ Михайловымъ, сказали ему Василью, чтобъ онъ шолъ къ себѣ, а онъ, гетманъ, помысля съ старшиною и порадясь, будутъ о государскихъ дЪлехъ розговоръ имѣти въ иной день.

Сентября въ 2 день приходилъ къ діаку къ Василью Михайлову Немиричь да подписокъ Борисовичь, и говорили: прислали де ихъ гетманъ, а велѣлъ говорить, что подъ Кіевомъ бояринъ и воевода Василей Борисовичь Шереметевъ дивы великіе поробилъ: козаковъ побилъ невинно; а нынѣ до гетмана ведомость учинилась, что послалъ отъ царского величества ратныхъ людей городы и мѣста палить и разорять и православныхъ христіянъ невинно мучить: городъ Борышполе выжегъ и высѣкъ, также прямо идутъ до Переаславля; а за Днѣпръ выправилъ полковника Корсака съ войскомъ, и полковникъ Корсакъ за Днѣпромъ воюетъ и православныхъ христіянъ мордуетъ, Броворы и Гоголева и Святильна и иные мѣста, и самыхъ добрыхъ многихъ людей поималъ и мордовалъ и различными пытками мучитъ. И чтобъ тебѣ, діаку Василью Михайлову, послати отъ себя к . . . . чтобъ бояринъ и воевода Василей Борисовичъ Шереметевъ православныхъ христіанъ не разорялъ и церквей божіихь и замковъ и дворовъ не палилъ и людей не мордовалъ.

И діакь Василей говорилъ: бояринъ и воевода и намѣстникъ Бѣлоозерской Василей Борисовичь Шереметевъ у великого государя нашего, у его царского величества, человѣкъ честной и великородной, и писати мнѣ къ нему и указывати негодитца; хотя будетъ подъ . . . хомъ вашимъ мнѣ будучи, о чомъ и писать, и бояринъ и воевода Василей Борисовичь слушати не будетъ, и на меня къ