Страница:Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Том 4.djvu/63

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

нова да у Еѳима Юрьева, гетмана Ивана Выговского посланцомъ, Юрью Миневскому съ товарыщи. И того жъ дни посланцы въ Посольскомъ Приказѣ были.

И діаки, думной Алмазъ Ивановъ да Еѳимъ Юрьевъ, тѣхъ гетманскихъ посланцовъ допрашивали: Съ какимъ они дѣломъ къ великому государю, къ его царскому величеству, присланы и отъ кого: отъ гетмана ль отъ Ивана Выговского, или отъ Войска Запорожского, и листы къ царскому величеству съ ними есть ли, и рѣчью опричь листовъ съ ними о чемъ говорить наказано ль? и они бъ о тѣхъ о всѣхъ дѣлехъ объявили.

И посланцы говорили: Послалъ де ихъ къ великому государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, къ его царскому величеству, и къ великому государю къ святѣйшему Никону, пратріарху Московскому и всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи, его царского величества Войска Запорожского гетманъ Иванъ Выговской съ листами о подтверженіи гетманства своего, что обранъ онъ ото всего Войска Запорожского умершого на гетманово на Богданово мѣсто Хмельницкого гетманомъ; и чтобъ великій государь, его царское величество, пожаловалъ на то его гетманство своею государевою жаловальною грамотою такою жъ, какова дана была гетману Богдану Хмельницкому. Да съ ними жъ де, посланцы, прислалъ къ царскому величеству гетманъ Иванъ Выговской листъ, каковъ писалъ королевской полковникъ Собестіянъ Маховской къ Крымскому къ Келембеть-мурзѣ; а перенятъ де тотъ листъ у Польскихъ людей въ Волоской Землѣ и присланъ къ гетману, а гетманъ прислалъ тотъ листъ къ нимъ, посланцомъ, въ дорогу.

И посланцы допрашиваны: Гдѣ Польской Янъ Казимеръ король, и въ зборѣ у него ратные люди есть ли и гдѣ збираютца, и прибылые люди у Польского короля изъ иныхъ государствъ есть ли, и не чаять ли ихъ приходу Малые Росіи на городы, и Крымскіе Татаровя нынѣ при Польскомъ королѣ есть ли, и будетъ есть, и гдѣ стоятъ и многіе ли люди?

И посланцы говорили: Про Польского де короля слухъ у нихъ носился, что онъ былъ подъ Краковымъ и Краковъ взялъ, и Шведы де пришедъ, изъ Кракова ево выгнали и Польскихъ и цесарскихъ людей, которые при королѣ были, побили многихъ и пушки поймали многіе, и нынѣ де Краковомъ владѣютъ Шведы; а нынѣ гдѣ Польской король и гетманы, того подлинно не вѣдомо; а хто де Польского короля изъ Кракова выгналъ, самъ ли Свейской король, или генералы, про то они не вѣдаютъ. Да и тотъ де у нихъ слухъ былъ, что Свейской король ходилъ войною на Датцкого короля и съ нимъ помирился; да и то де слухомъ они слышали, что будто король Польской гетмана Павла Сапѣгу послалъ къ царскому величеству въ послѣхъ о згодѣ. А Поляки де нынѣ збираютца подъ Зборовомъ, а приходу де ихъ чаять царского величества на Черкаскіе городы; только де по ся мѣста задоровъ отъ нихъ никакихъ не бывало. А Крымскихъ де Татаръ было въ зборѣ подъ Чернымъ лѣсомъ съ 6,000, и изъ нихъ де выбѣгали чаты царского величества на Черкаскіе городы, только де шкоды большіе не учинили. И противъ де того и царского величества Войска Запорожского нѣсколько сотъ ходили подъ Крымскіе улусы и были подъ Очаковымъ и подъ Перекопью, и надъ Татары поискъ учинили и подъ Перекопью посады пожгли, и поворотились назадъ здоровы. И нынѣ де у нихъ слухъ носитца, что Крымской ханъ шлетъ къ гетману пословъ своихъ о згодѣ, а кого имянемъ, того еще не вѣдомо.

Посланцы жъ допрашиваны: Преже сего писалъ къ царскому величеству гетманъ: буде царскому величеству годно, и онъ, гетманъ,


Тот же текст в современной орфографии

нова да у Ефима Юрьева, гетмана Ивана Выговского посланцом, Юрью Миневскому с товарыщи. И того ж дни посланцы в Посольском Приказе были.

И диаки, думной Алмаз Иванов да Ефим Юрьев, тех гетманских посланцов допрашивали: С каким они делом к великому государю, к его царскому величеству, присланы и от кого: от гетмана ль от Ивана Выговского, или от Войска Запорожского, и листы к царскому величеству с ними есть ли, и речью опричь листов с ними о чем говорить наказано ль? и они б о тех о всех делех объявили.

И посланцы говорили: Послал де их к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великие и Малые и Белые Росии самодержцу, к его царскому величеству, и к великому государю к святейшему Никону, пратриарху московскому и всеа Великие и Малые и Белые Росии, его царского величества Войска Запорожского гетман Иван Выговской с листами о подтвержении гетманства своего, что обран он ото всего Войска Запорожского умершого на гетманово на Богданово место Хмельницкого гетманом; и чтоб великий государь, его царское величество, пожаловал на то его гетманство своею государевою жаловальною грамотою такою ж, какова дана была гетману Богдану Хмельницкому. Да с ними ж де, посланцы, прислал к царскому величеству гетман Иван Выговской лист, каков писал королевской полковник Собестиян Маховской к крымскому к Келембеть-мурзе; а перенят де тот лист у польских людей в Волоской Земле и прислан к гетману, а гетман прислал тот лист к ним, посланцом, в дорогу.

И посланцы допрашиваны: Где польской Ян Казимер король, и в зборе у него ратные люди есть ли и где збираютца, и прибылые люди у польского короля из иных государств есть ли, и не чаять ли их приходу Малые Росии на городы, и крымские татаровя ныне при польском короле есть ли, и будет есть, и где стоят и многие ли люди?

И посланцы говорили: Про польского де короля слух у них носился, что он был под Краковым и Краков взял, и шведы де пришед, из Кракова ево выгнали и польских и цесарских людей, которые при короле были, побили многих и пушки поймали многие, и ныне де Краковом владеют шведы; а ныне где польской король и гетманы, того подлинно не ведомо; а хто де польского короля из Кракова выгнал, сам ли свейской король, или генералы, про то они не ведают. Да и тот де у них слух был, что свейской король ходил войною на датцкого короля и с ним помирился; да и то де слухом они слышали, что будто король польской гетмана Павла Сапегу послал к царскому величеству в послех о згоде. А поляки де ныне збираютца под Зборовом, а приходу де их чаять царского величества на черкаские городы; только де по ся места задоров от них никаких не бывало. А крымских де татар было в зборе под Черным лесом с 6,000, и из них де выбегали чаты царского величества на черкаские городы, только де шкоды большие не учинили. И против де того и царского величества Войска Запорожского несколько сот ходили под крымские улусы и были под Очаковым и под Перекопью, и над татары поиск учинили и под Перекопью посады пожгли, и поворотились назад здоровы. И ныне де у них слух носитца, что крымской хан шлет к гетману послов своих о згоде, а кого именем, того еще не ведомо.

Посланцы ж допрашиваны: Преже сего писал к царскому величеству гетман: буде царскому величеству годно, и он, гетман,