Страница:Андерсен-Ганзен 1.pdf/106

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

— Дикія птицы!—отвѣтилъ попугай.—Безъ всякаго образованія. Нѣтъ, хочу быть человѣкомъ!.. Что-жь ты не смѣешься? Если это смѣшитъ госпожу и всѣхъ гостей, то и ты, кажется, могла бы засмѣяться! Это большой недостатокъ—не умѣть цѣнить забавныхъ остротъ. Нѣтъ, хочу быть человѣкомъ!

— Помнишь-ли ты красивыхъ дѣвушекъ, плясавшихъ подъ сѣнью усыпанныхъ цвѣтами деревьевъ? Помнишь сладкіе плоды и прохладный сокъ дикихъ овощей?

— О, да!—сказалъ попугай.—Но здѣсь мнѣ гораздо лучше! У меня хорошій столъ, и я свой человѣкъ въ домѣ. Я знаю, что я малый съ головой, и этого съ меня довольно. Нѣтъ, хочу быть человѣкомъ! У тебя, что называется, поэтическая натура, я же обладаю основательными познаніями и къ тому же остроуменъ. Въ тебѣ есть геній, но тебѣ не хватаетъ разсудительности, ты берешь всегда черезчуръ высокія ноты, и тебѣ за это зажимаютъ ротъ. Со мной этого не случится,—я обошелся имъ подороже! Къ тому же я внушаю имъ уваженіе своимъ клювомъ и остеръ на языкъ! Нѣтъ, хочу быть человѣкомъ!

— О, моя теплая, цвѣтущая родина!—пѣла канарейка.—Я стану воспѣвать твои темно-зеленые лѣса, твои тихіе заливы, гдѣ вѣтви лобызаютъ прозрачныя волны, гдѣ растутъ „водоемы пустыни“[1]; стану воспѣвать радость моихъ блестящихъ братьевъ и сестеръ!

— Оставь ты свои ахи и охи!—сказалъ попугай.—Съостри-ка лучше, да посмѣши насъ! Смѣхъ—признакъ высшаго умственнаго развитія. Вѣдь, ни лошадь, ни собака не смѣются, онѣ могутъ только плакать; смѣхъ—это высшій даръ, отличающій человѣка! Хо, хо, хо!—захохоталъ попугай и опять съострилъ:—Нѣтъ, хочу быть человѣкомъ!

— И ты попалась въ плѣнъ, сѣренькая датская птичка!—сказала канарейка жаворонку.—Въ твоихъ лѣсахъ, конечно, холодно, но все же ты была тамъ свободна! Улетай же! Смотри, они забыли запереть тебя; форточка открыта, улетай, улетай!

Письмоводитель такъ и сдѣлалъ, выпорхнулъ и сѣлъ на клѣтку. Въ эту минуту въ полуоткрытую дверь скользнула изъ сосѣдней комнаты кошка съ зелеными сверкающими глазами и бросилась на него. Канарейка забилась въ клѣткѣ, попугай захлопалъ крыльями и закричалъ:

  1. Кактусы. Примѣч. автора.
Тот же текст в современной орфографии

— Дикие птицы! — ответил попугай. — Безо всякого образования. Нет, хочу быть человеком!.. Что ж ты не смеёшься? Если это смешит госпожу и всех гостей, то и ты, кажется, могла бы засмеяться! Это большой недостаток — не уметь ценить забавных острот. Нет, хочу быть человеком!

— Помнишь ли ты красивых девушек, плясавших под сенью усыпанных цветами деревьев? Помнишь сладкие плоды и прохладный сок диких овощей?

— О, да! — сказал попугай. — Но здесь мне гораздо лучше! У меня хороший стол, и я свой человек в доме. Я знаю, что я малый с головой, и этого с меня довольно. Нет, хочу быть человеком! У тебя, что называется, поэтическая натура, я же обладаю основательными познаниями и к тому же остроумен. В тебе есть гений, но тебе не хватает рассудительности, ты берёшь всегда чересчур высокие ноты, и тебе за это зажимают рот. Со мной этого не случится, — я обошёлся им подороже! К тому же я внушаю им уважение своим клювом и остёр на язык! Нет, хочу быть человеком!

— О, моя тёплая, цветущая родина! — пела канарейка. — Я стану воспевать твои тёмно-зелёные леса, твои тихие заливы, где ветви лобызают прозрачные волны, где растут «водоёмы пустыни»[1]; стану воспевать радость моих блестящих братьев и сестёр!

— Оставь ты свои ахи и охи! — сказал попугай. — Состри-ка лучше, да посмеши нас! Смех — признак высшего умственного развития. Ведь, ни лошадь, ни собака не смеются, они могут только плакать; смех — это высший дар, отличающий человека! Хо, хо, хо! — захохотал попугай и опять сострил: — Нет, хочу быть человеком!

— И ты попалась в плен, серенькая датская птичка! — сказала канарейка жаворонку. — В твоих лесах, конечно, холодно, но всё же ты была там свободна! Улетай же! Смотри, они забыли запереть тебя; форточка открыта, улетай, улетай!

Письмоводитель так и сделал, выпорхнул и сел на клетку. В эту минуту в полуоткрытую дверь скользнула из соседней комнаты кошка с зелёными сверкающими глазами и бросилась на него. Канарейка забилась в клетке, попугай захлопал крыльями и закричал:


  1. Кактусы. Примеч. автора.