Страница:Андерсен-Ганзен 1.pdf/335

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

человѣкомъ! Иначе, она, пожалуй, не будетъ въ состояніи отвѣчать, какъ слѣдуетъ!

— Что-жъ, это мнѣ нравится!—отвѣтила королевна и, подойдя къ ученому, стоявшему у дверей, заговорила съ нимъ о солнцѣ, о лунѣ, о внѣшнихъ и внутреннихъ сторонахъ и свойствахъ человѣческой природы.

Ученый отвѣчалъ на всѣ ея вопросы хорошо и умно.

„Что это долженъ быть за человѣкъ“, подумала королевна: „если даже тѣнь его такъ умна! Для моего народа и государства будетъ сущимъ благодѣяніемъ, если я выберу его себѣ въ супруги. Да я такъ и сдѣлаю!“

И скоро они порѣшили между собою этотъ вопросъ. Никто, однако, не долженъ былъ знать ничего, пока королевна не вернется домой въ свое государство.

— Никто, никто, даже моя собственная тѣнь!—настаивала тѣнь, имѣвшая на то свои причины.

Наконецъ, они прибыли въ страну, которою управляла королевна, когда бывала дома.

— Послушай, дружище!—сказала тутъ тѣнь ученому.—Теперь я достигъ высшаго счастья и могущества человѣческаго и хочу сдѣлать кое-что и для тебя! Ты останешься при мнѣ, будешь жить въ моемъ дворцѣ, разъѣзжать со мною въ королевской каретѣ и получать сто тысячъ риксдалеровъ въ годъ. Но за то ты долженъ позволить назвать тебя тѣнью всѣмъ и каждому. Ты не долженъ и заикаться, что былъ когда-нибудь человѣкомъ! А разъ въ годъ, въ солнечный день, когда я буду возсѣдать на балконѣ передъ всѣмъ народомъ, долженъ будешь лежать у моихъ ногъ, какъ и подобаетъ тѣни. Надо тебѣ сказать, что я женюсь на королевнѣ; свадьба—сегодня вечеромъ.

— Нѣтъ, это ужъ изъ рукъ вонъ!—вскричалъ ученый.—Не хочу я этого и не сдѣлаю! Это значило бы обманывать всю страну и королевну! Я скажу все! Скажу, что я человѣкъ, а ты только переодѣтая тѣнь—все, все!

— Никто не повѣритъ тебѣ!—сказала тѣнь.—Ну, будь же благоразуменъ, не то я кликну стражу!

— Я пойду прямо къ королевнѣ!—сказалъ ученый.

— Ну, я-то попаду къ ней прежде тебя!—сказала тѣнь.—А ты отправишься подъ арестъ.

Такъ и вышло,—стража повиновалась тому, за кого, какъ всѣ знали, выходила замужъ королевна.

Тот же текст в современной орфографии

человеком! Иначе, она, пожалуй, не будет в состоянии отвечать, как следует!

— Что ж, это мне нравится! — ответила королевна и, подойдя к учёному, стоявшему у дверей, заговорила с ним о солнце, о луне, о внешних и внутренних сторонах и свойствах человеческой природы.

Учёный отвечал на все её вопросы хорошо и умно.

«Что это должен быть за человек», подумала королевна: «если даже тень его так умна! Для моего народа и государства будет сущим благодеянием, если я выберу его себе в супруги. Да я так и сделаю!»

И скоро они порешили между собою этот вопрос. Никто, однако, не должен был знать ничего, пока королевна не вернётся домой в своё государство.

— Никто, никто, даже моя собственная тень! — настаивала тень, имевшая на то свои причины.

Наконец, они прибыли в страну, которой управляла королевна, когда бывала дома.

— Послушай, дружище! — сказала тут тень учёному. — Теперь я достиг высшего счастья и могущества человеческого и хочу сделать кое-что и для тебя! Ты останешься при мне, будешь жить в моём дворце, разъезжать со мной в королевской карете и получать сто тысяч риксдалеров в год. Но за то ты должен позволить назвать тебя тенью всем и каждому. Ты не должен и заикаться, что был когда-нибудь человеком! А раз в год, в солнечный день, когда я буду восседать на балконе перед всем народом, должен будешь лежать у моих ног, как и подобает тени. Надо тебе сказать, что я женюсь на королевне; свадьба — сегодня вечером.

— Нет, это уж из рук вон! — вскричал учёный. — Не хочу я этого и не сделаю! Это значило бы обманывать всю страну и королевну! Я скажу всё! Скажу, что я человек, а ты только переодетая тень — всё, всё!

— Никто не поверит тебе! — сказала тень. — Ну, будь же благоразумен, не то я кликну стражу!

— Я пойду прямо к королевне! — сказал учёный.

— Ну, я-то попаду к ней прежде тебя! — сказала тень. — А ты отправишься под арест.

Так и вышло, — стража повиновалась тому, за кого, как все знали, выходила замуж королевна.