Страница:Андерсен-Ганзен 1.pdf/479

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

переходъ въ эту жизнь? Гдѣ живетъ душа и какъ? „На небѣ“—говорятъ благочестивые люди:—„И мы пойдемъ туда же!“

— Туда!—повторялъ мудрецъ, глядя вверхъ на голубое небо, на солнце и на звѣзды! Туда!

Но, бросивъ съ круглаго шара земли испытующій взоръ въ пространство, онъ нашелъ, что и верхъ и низъ тутъ безразличны,—все зависитъ отъ того, съ какой точки земного шара смотрѣть въ пространство! А, поднявшись на высочайшія горы, онъ увидалъ, что самое воздушное пространство, которое кажется намъ съ земной плоскости такимъ голубымъ, прозрачнымъ, это „ясное небо“, какъ мы его называемъ, есть въ сущности сплошной густой мракъ, тяжело облегающій землю; увидалъ, что солнце—огромный раскаленный шаръ, безъ лучей, а наша земля—шарикъ, окутанный оранжевымъ туманомъ. Да, тѣлесный взоръ человѣка вездѣ встрѣчаетъ границы, и за нихъ не въ силахъ проникнуть даже духовный взоръ его. Какъ же ничтожны наши знанія, если и мудрѣйшій изъ людей зналъ о томъ, что для насъ важнѣе всего, такъ мало!

Въ потайной комнатѣ за̀мка хранилось величайшее земное сокровище—„книга Истины“. И мудрецъ читалъ изъ нея страницу за страницей. Эту книгу можетъ читать каждый человѣкъ, но лишь отрывками: въ иныхъ мѣстахъ буквы такъ прыгаютъ передъ глазами, что нельзя разобрать не единаго слова, а въ иныхъ онѣ до того блѣдны, что глазъ видитъ лишь чистую неисписанную страницу. Чѣмъ мудрѣе человѣкъ, тѣмъ больше онъ можетъ прочесть изъ этой книги, и нашъ мудрецъ прочелъ ее почти всю.

Онъ умѣлъ собирать свѣтъ звѣздъ, свѣтъ солнца, вызывать скрытый свѣтъ сокровенныхъ силъ природы и свѣтъ ума, и, благодаря такому яркому освѣщенію, становились видимыми даже самыя блѣдныя буквы. Но въ концѣ книги, въ главѣ „Жизнь послѣ смерти“, и онъ не могъ прочесть ничего, кромѣ самаго заглавія. Это сильно огорчало мудреца. Неужели ему такъ и не удастся найти здѣсь на землѣ такого сильнаго источника свѣта, который освѣтилъ бы содержаніе этихъ послѣднихъ страницъ „книги Истины“?

Мудрецъ, какъ и царь Соломонъ, понималъ языкъ животныхъ, умѣлъ вслушиваться въ рѣчи звѣрей и пѣніе птицъ, но толку отъ этого было мало. Онъ умѣлъ извлекать изъ растеній и металловъ цѣлебныя силы, которыя могли изгонять болѣзни,


Тот же текст в современной орфографии

переход в эту жизнь? Где живёт душа и как? «На небе» — говорят благочестивые люди: — «И мы пойдём туда же!»

— Туда! — повторял мудрец, глядя вверх на голубое небо, на солнце и на звёзды! Туда!

Но, бросив с круглого шара земли испытующий взор в пространство, он нашёл, что и верх и низ тут безразличны, — всё зависит от того, с какой точки земного шара смотреть в пространство! А, поднявшись на высочайшие горы, он увидал, что самое воздушное пространство, которое кажется нам с земной плоскости таким голубым, прозрачным, это «ясное небо», как мы его называем, есть в сущности сплошной густой мрак, тяжело облегающий землю; увидал, что солнце — огромный раскалённый шар, без лучей, а наша земля — шарик, окутанный оранжевым туманом. Да, телесный взор человека везде встречает границы, и за них не в силах проникнуть даже духовный взор его. Как же ничтожны наши знания, если и мудрейший из людей знал о том, что для нас важнее всего, так мало!

В потайной комнате за́мка хранилось величайшее земное сокровище — «книга Истины». И мудрец читал из неё страницу за страницей. Эту книгу может читать каждый человек, но лишь отрывками: в иных местах буквы так прыгают перед глазами, что нельзя разобрать ни единого слова, а в иных они до того бледны, что глаз видит лишь чистую неисписанную страницу. Чем мудрее человек, тем больше он может прочесть из этой книги, и наш мудрец прочёл её почти всю.

Он умел собирать свет звёзд, свет солнца, вызывать скрытый свет сокровенных сил природы и свет ума, и, благодаря такому яркому освещению, становились видимыми даже самые бледные буквы. Но в конце книги, в главе «Жизнь после смерти», и он не мог прочесть ничего, кроме самого заглавия. Это сильно огорчало мудреца. Неужели ему так и не удастся найти здесь на земле такого сильного источника света, который осветил бы содержание этих последних страниц «книги Истины»?

Мудрец, как и царь Соломон, понимал язык животных, умел вслушиваться в речи зверей и пение птиц, но толку от этого было мало. Он умел извлекать из растений и металлов целебные силы, которые могли изгонять болезни,