Страница:Андерсен-Ганзен 2.pdf/325

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


была и останется самымъ исправнымъ чиновникомъ. Вы когда-нибудь думали объ этомъ?

Смерть—кондукторъ, паспортистъ, выдающій намъ аттестаты, и директоръ великой сберегательной кассы человѣчества. Понимаете вы меня? Всѣ наши земныя дѣянія—и большія, и малыя, составляютъ нашъ вкладъ въ эту кассу, и вотъ, когда смерть подъѣдетъ къ намъ со своимъ диллижансомъ, въ которомъ мы должны отправиться въ страну вѣчности, она выдастъ намъ на границѣ вмѣсто паспорта нашъ аттестатъ! Вмѣсто же суточныхъ кормовыхъ денегъ мы получимъ изъ сберегательной кассы то или другое наиболѣе характерное дѣяніе наше. Для иного это очень пріятно, для иного же ужасно!

Никто еще не избѣгнулъ этого переѣзда въ диллижансѣ смерти. Правда, разсказываютъ, что былъ одинъ такой—іерусалимскій башмачникъ, которому не позволили сѣсть въ него. Ему пришлось бѣжать позади диллижанса. Но случись ему попасть туда, онъ бы ускользнулъ отъ поэтовъ! Загляните же когда-нибудь мысленно въ диллижансъ смерти! Въ немъ самое смѣшанное общество! Тутъ сидятъ рядомъ король и нищій, геній и идіотъ. Всѣмъ приходится пуститься въ дальній путь налегкѣ, безъ всякаго багажа, безъ денегъ, съ однимъ аттестатомъ, да съ тѣмъ, что выдастъ имъ изъ сберегательной кассы смерть. Какое же изъ всѣхъ дѣяній человѣка вынимаетъ она изъ сберегательной кассы и даетъ ему въ дорогу? Можетъ быть, самое маленькое, незамѣтное, какъ горошинка; но, вѣдь, изъ горошинки выростаетъ длинный цвѣтущій стебель!

Жалкій бѣднякъ, сидѣвшій у порога и получавшій толчки да пинки, получитъ, можетъ быть, въ дорогу этотъ самый порогъ. Но онъ сейчасъ же превратится въ паланкинъ, въ золотой тронъ или въ цвѣтущую бесѣдку, въ которой бѣдняка и отнесутъ въ страну безсмертія.

Тотъ же, кто постоянно пилъ изъ роскошной чаши наслажденія, чтобы забывать содѣянное имъ зло, получитъ въ дорогу простую плошку съ чистымъ, прозрачнымъ питьемъ, проясняющимъ мысли. Человѣкъ пьетъ его и видитъ то, чего прежде не хотѣлъ или не могъ видѣть. Наказаніе его въ томъ гложущемъ червѣ совѣсти, который никогда не умираетъ. Если на чашѣ земныхъ наслажденій была надпись забвеніе, то на этой плошкѣ будетъ написано воспоминаніе.

Когда я читаю хорошую книгу, историческое сочиненіе, я


Тот же текст в современной орфографии

была и останется самым исправным чиновником. Вы когда-нибудь думали об этом?

Смерть — кондуктор, паспортист, выдающий нам аттестаты, и директор великой сберегательной кассы человечества. Понимаете вы меня? Все наши земные деяния — и большие, и малые, составляют наш вклад в эту кассу, и вот, когда смерть подъедет к нам со своим дилижансом, в котором мы должны отправиться в страну вечности, она выдаст нам на границе вместо паспорта наш аттестат! Вместо же суточных кормовых денег мы получим из сберегательной кассы то или другое наиболее характерное деяние наше. Для иного это очень приятно, для иного же ужасно!

Никто ещё не избегнул этого переезда в дилижансе смерти. Правда, рассказывают, что был один такой — иерусалимский башмачник, которому не позволили сесть в него. Ему пришлось бежать позади дилижанса. Но случись ему попасть туда, он бы ускользнул от поэтов! Загляните же когда-нибудь мысленно в дилижанс смерти! В нём самое смешанное общество! Тут сидят рядом король и нищий, гений и идиот. Всем приходится пуститься в дальний путь налегке, без всякого багажа, без денег, с одним аттестатом, да с тем, что выдаст им из сберегательной кассы смерть. Какое же из всех деяний человека вынимает она из сберегательной кассы и даёт ему в дорогу? Может быть, самое маленькое, незаметное, как горошинка; но, ведь, из горошинки вырастает длинный цветущий стебель!

Жалкий бедняк, сидевший у порога и получавший толчки да пинки, получит, может быть, в дорогу этот самый порог. Но он сейчас же превратится в паланкин, в золотой трон или в цветущую беседку, в которой бедняка и отнесут в страну бессмертия.

Тот же, кто постоянно пил из роскошной чаши наслаждения, чтобы забывать содеянное им зло, получит в дорогу простую плошку с чистым, прозрачным питьём, проясняющим мысли. Человек пьёт его и видит то, чего прежде не хотел или не мог видеть. Наказание его в том гложущем черве совести, который никогда не умирает. Если на чаше земных наслаждений была надпись забвение, то на этой плошке будет написано воспоминание.

Когда я читаю хорошую книгу, историческое сочинение, я