Страница:Андерсен-Ганзен 2.pdf/508

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


о немъ, сходное съ преданіемъ о Фридрихѣ Барбароссѣ, что сидитъ въ горѣ Кюфгейзеръ, облокотившись на каменный столъ, въ который вросла его борода.

Первый выпускъ второго тома, посвященный матери І. Л. Гейберга, «высокодаровитой писательницѣ Т. Гюллембургъ», вышелъ въ 1847 г. и содержалъ сказки: «Старый уличный фонарь», «Сосѣди», «Штопальная игла», «Маленькій Тукъ» и «Тѣнь».

Идея сказки «Маленькій Тукъ» возникла у меня во время посѣщенія Ольденборга; въ эту сказку вошли также нѣсколько воспоминаній дѣтства.

«Тѣнь» набросана во время лѣтняго пребыванія въ Неаполѣ, но обработана только въ Копенгагенѣ.

Черезъ годъ вышелъ второй выпускъ: «Старый домъ», «Капля воды», «Дѣвочка со спичками», «Счастливая семья», «Мать», и «Воротничокъ».

Во многихъ изъ этихъ сказокъ найдутся частности, почерпнутыя мною изъ пережитого. Въ «Сказкѣ моей жизни» я привожу два эпизода, вошедшіе затѣмъ въ сказку «Старый домъ». Маленькій сынъ поэта Мозена подарилъ мнѣ передъ моимъ отъѣздомъ изъ Ольденборга одного изъ своихъ оловянныхъ солдатиковъ, чтобы я не былъ «такъ ужасно одинокъ», а двухлѣтняя дочка композитора Гартмана, Марія, принималась плясать, какъ только заслышитъ музыку или пѣніе. Разъ она вошла въ комнату, гдѣ пѣли псалмы ея старшіе братья и сестры, и сейчасъ же начала плясать, но музыкальное чутье не позволило ей плясать не въ тактъ, и вотъ она то становилась на одну ножку, то на другую, невольно выдерживая тактъ псалмовъ.

«Капля воды» написана послѣ бесѣды съ Г. Х. Эрстедомъ.

«Дѣвочка со спичками» написана въ замкѣ «Гростенъ», гдѣ я, собираясь ѣхать за-границу, провелъ нѣсколько дней. Тамъ я получилъ отъ г. Флинха письмо съ предложеніемъ написать къ одному изъ трехъ прилагаемыхъ рисунковъ какую-нибудь сказку для его «Календаря». Я выбралъ рисунокъ, изображавшій бѣдную маленькую продавщицу спичекъ.

Въ Глорупѣ, на островѣ Фіоніи, гдѣ я часто проводилъ лѣтомъ по нѣскольку недѣль, одна часть сада была совсѣмъ запущена и вся заросла лопухомъ, посѣяннымъ когда-то для большихъ бѣлыхъ улитокъ, которыя считались въ тѣ времена изысканнымъ блюдомъ. Вотъ этотъ-то лопухъ и эти улитки и подали мнѣ идею сказки «Счастливая семья», которая была написана во время моего перваго пребыванія въ Лондонѣ.


Тот же текст в современной орфографии

о нём, сходное с преданием о Фридрихе Барбароссе, что сидит в горе Кюфгейзер, облокотившись на каменный стол, в который вросла его борода.

Первый выпуск второго тома, посвящённый матери І. Л. Гейберга, «высокодаровитой писательнице Т. Гюллембург», вышел в 1847 г. и содержал сказки: «Старый уличный фонарь», «Соседи», «Штопальная игла», «Маленький Тук» и «Тень».

Идея сказки «Маленький Тук» возникла у меня во время посещения Ольденборга; в эту сказку вошли также несколько воспоминаний детства.

«Тень» набросана во время летнего пребывания в Неаполе, но обработана только в Копенгагене.

Через год вышел второй выпуск: «Старый дом», «Капля воды», «Девочка со спичками», «Счастливая семья», «Мать», и «Воротничок».

Во многих из этих сказок найдутся частности, почерпнутые мною из пережитого. В «Сказке моей жизни» я привожу два эпизода, вошедшие затем в сказку «Старый дом». Маленький сын поэта Мозена подарил мне перед моим отъездом из Ольденборга одного из своих оловянных солдатиков, чтобы я не был «так ужасно одинок», а двухлетняя дочка композитора Гартмана, Мария, принималась плясать, как только заслышит музыку или пение. Раз она вошла в комнату, где пели псалмы её старшие братья и сестры, и сейчас же начала плясать, но музыкальное чутьё не позволило ей плясать не в такт, и вот она то становилась на одну ножку, то на другую, невольно выдерживая такт псалмов.

«Капля воды» написана после беседы с Г. Х. Эрстедом.

«Девочка со спичками» написана в замке «Гростен», где я, собираясь ехать за границу, провёл несколько дней. Там я получил от г. Флинха письмо с предложением написать к одному из трёх прилагаемых рисунков какую-нибудь сказку для его «Календаря». Я выбрал рисунок, изображавший бедную маленькую продавщицу спичек.

В Глорупе, на острове Фионии, где я часто проводил летом по нескольку недель, одна часть сада была совсем запущена и вся заросла лопухом, посеянным когда-то для больших белых улиток, которые считались в те времена изысканным блюдом. Вот этот-то лопух и эти улитки и подали мне идею сказки «Счастливая семья», которая была написана во время моего первого пребывания в Лондоне.