Страница:Анненков. Система русского гражданского права. Т. VI (1909).pdf/340

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


334 НАСЛѢДОВАНІЕ по закону. тому изъ родителей, которымъ оно было имъ подарено, слѣдуетъ разумѣть и приданое, а также и сенатъ (рѣпг. 1903 г. № 133).

По объясненію, наконецъ, сената родители вообще не могутъ быть признаваемы наслѣдниками ихъ дѣтей, ни въ ихъ имуществѣ, переходящемъ къ нимъ въ пожизненное владѣніе, ни въ имуществѣ, дошедшемъ къ нимъ отъ нихъ и подлежащемъ возвращенію къ нимъ въ собственность, хотя, получая послѣ дѣтей то или другое имущество, они обязаны платить долги ихъ дѣтей, но, однакоже, не свыше его стоимости, и не отвѣчая за нихъ ихъ собственнымъ имуществомъ, причемъ, могутъ лишиться и пожизненнаго владѣнія ихъ имуществомъ въ случаѣ обращенія его въ продажу на покрытіе ихъ долговъ (рѣш. 1873 г., № 758; 1875 г., № 821; 1876 г., № 274; 1899 г., Лё 12 и друг.). Кромѣ этого, сенатъ объяснилъ еще въ частности, во-1-хъ, что въ пожизненное владѣніе родителей послѣ дѣтей можетъ поступать только ихъ благопріобрѣтенное имущество, но никакъ не родовое, которое, напротивъ, должно переходить по наслѣдству къ ихъ боковымъ родственникамъ или въ родъ отца, или въ родъ матери (рѣш. 1872 г., № 16) и, во-2-хъ, что имущество, предоставленное дѣтямъ самими роди телями въ даръ или въ приданое, должно поступать въ ихъ собственность, безразлично, въ чемъ бы это имущество ни заключалось, т.-е. какъ имущество недвижимое, такъ и движимое и въ числѣ, его и всякіе капиталы (рѣш. 1867 г., № 279; 1869 г., Аі 15 и друг.), за исключеніемъ изъ него только указной части, слѣдуемой но закону супругѣ наслѣдодателя, на томъ основаніи, что закономъ устраняются отъ наслѣдованія въ этомъ ихъ имуществѣ при наличности родителей только боковые родственники наслѣдодателя, но не его супругъ, который по закону имѣетъ право на указную часть изъ всего его имущества (рѣш. 1883 г., Л» 34).

Самымъ существеннымъ вопросомъ, порождаемымъ неопредѣлительностью правилъ закона о порядкѣ наслѣдованія въ линіи восходящей представляется, разумѣется, вопросъ о томъ—возможно ли признавать полученіе родителями какого-либо имущества отъ ихъ дѣтей и, притомъ, какъ въ собственность, такъ и въ пожизненное владѣніе и пользованіе за наслѣдованіе, или нѣтъ? Большинство нашихъ цивилистовъ, а также и сенатъ разрѣшаютъ этотъ вопросъ въ смыслѣ отрицательномъ, несмотря на то, что законъ представляетъ нѣкоторыя данныя къ разрѣшенію его и въ смыслѣ утвердительномъ, указанныя отчасти цивилистами, разрѣшающими его въ такомъ смыслѣ. Помимо того довода, ими указаннаго, говорящаго въ пользу разрѣшенія этого вопроса въ послѣднемъ смыслѣ и заключающагося въ томъ, что самъ законъ говоритъ о наслѣдованіи въ линіи восходящей, нельзя не указать еще и на то обстоятельство, подкрѣпляющее этотъ доводъ, что и многія изъ тѣхъ узаконеній, изъ которыхъ показаны заимствованными постановленія закона, къ этому предмету относящіяся, указываютъ, что постановленіями этими имѣлось въ виду опредѣлить полученіе родителями имущества послѣ дѣтей ихъ именно какъ наслѣдованіе. Такъ, въ одномъ изъ этихъ узаконеній, и именно въ Высочайше утвержденномъ мнѣніи Государственнаго Совѣта 14-го іюня 1828 г.—„О наслѣдованіи родителями послѣ дѣтей своихъ, умершихъ бездѣтно * указано, что хотя у насъ и нѣтъ закона о правѣ наслѣдованія въ восходящей линіи, но что, несмотря на это, въ виду того, что отцы и матери по нраву естественному суть ближайшіе всѣхъ прочихъ дѣтямъ родственники, они по разуму нашихъ законовъ не удалены отъ права наслѣдовать оставшимися послѣ умершихъ бездѣтно сыновей и дочерей имѣніями; а, затѣмъ, въ другомъ позднѣйшемъ узаконеніи, и именно въ Высочайше утвержденномъ 18-го іюля 1827 г. мнѣніи Государственнаго Совѣта—„О наслѣдствѣ родителей послѣ умершихъ €езъ потомства дѣтей въ капиталахъ, въ разныя кредитныя установленія внесенныхъ" пояснено еще, что „какъ всякое наслѣдство есть совокупность правъ и обязательствъ, послѣ умершаго оставшихся, и дѣйствительнымъ его имуще-