Страница:Анненков. Система русского гражданского права. Т. VI (1909).pdf/421

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


УТВЕРЖД. ВЪ ПРАВѢ НАСЛѢД., ПРИП. НАСЛѢД. И ПОСЛѢД. ЕГО ПРИНЯТІЯ. 415 ствія, въ которыхъ выражается принятіе имъ наслѣдства (Курсъ гр. пр., т. II, стр. 314—321).

По объясненію, затѣмъ, Шершеневича подъ принятіемъ наслѣдства слѣдуетъ понимать выраженіе намѣренія со стороны наслѣдника вступить во всѣ юридическія отношенія, составляющія наслѣдство, почему принятіе наслѣдства есть односторонняя юридическая сдѣлка, и относимо оно должно быть, все равно, когда бы оно ни послѣдовало, вскорѣ ли послѣ открытія наслѣдства, или же спустя долгое время послѣ, къ моменту открытія наслѣдства, несмотря на то, что наслѣдникъ становится субъектомъ правъ и обязанностей наслѣдодателя только съ момента его принятія имъ. Принятіе наслѣдства по нашему закону, по его мнѣнію, должно быть почитаемо за совершенно добровольный актъ со стороны наслѣдника, но для перехода къ нему наслѣдства совершенно необходимый, несмотря на то, что законъ говоритъ о его принадлежности ему съ самаго момента открытія наслѣдства, къ каковому моменту оно должно быть только возводимо, и съ наступленія какового ему можетъ принадлежать только право наслѣдованія, но не самое наслѣдство. Самое принятіе наслѣдства, какъ и всякое выраженіе воли, можетъ быть выражаемо, по его мнѣнію, непосредственно, или посредственно, или, все равно, явно, или молчаливо, т.-е. или посредствомъ выраженія его, напр., въ просьбѣ къ суду объ утвержденіи въ правѣ наслѣдованія, или въ публикаціи къ кредиторамъ наслѣдодателя объ удовлетвореніи ихъ, или посредствомъ дѣйствій, указывающихъ на намѣреніе его стать субъектомъ правъ и обязанностей наслѣдодателя, какъ, напр., отдачи въ наемъ наслѣдственнаго имущества, производства въ немъ различныхъ улучшеній, если только они не направлены исключительно къ охраненію его въ цѣлости и предупрежденію его расхищенія, а также исполненія различныхъ обязанностей наслѣдодателя, хотя бы посредствомъ такихъ дѣйствій онъ и не извлекалъ дохода отъ наслѣдства въ свою пользу. Во всякомъ случаѣ, принятіе наслѣдства, по его мнѣнію, можетъ быть у насъ только безусловнымъ, вслѣдствіе чего, всякое условное принятіе должно считаться, смотря по обстоятельствамъ, или за безусловное, или же за отреченіе отъ наслѣдства, а также и безповоротнымъ. Затѣмъ, для принятія наслѣдства необходима, по его мнѣнію, наличность нѣкоторыхъ условій, и именно: во 1-хъ, правоспособности наслѣдника, но не его дѣеспособности, такъ какъ за недѣеспособныхъ выражать намѣреніе на его принятіе должны ихъ опекуны, какъ ихъ законные представители, почему слѣдуетъ признавать за расточителями право непосредственно принимать наслѣдство; во 2-хъ, свободнаго изъявленія воли со стороны принимающаго наслѣдство, почему оно можетъ считаться недѣйствительнымъ въ случаѣ существеннаго заблужденія или ошибки, или въ наслѣдственномъ имуществѣ, или же въ лицѣ наслѣдодателя, и, въ 3-хъ, чтобы оно было изъявлено до истеченія 10 лѣтъ со времени вызова наслѣдниковъ, а если его не было, то со времени открытія наслѣдства (Учебн. рус. гр. пр., изд. 3, стр. 712—717).

Наиболѣе подробныя объясненія постановленій нашего закона о принятіи наслѣдства далъ Любавскій въ его статьѣ — „О принятіи наслѣдства и ■отреченіи отъ него“, въ которой онъ сперва останавливается на опредѣленіи самаго существа принятія наслѣдства, которое, по его мнѣнію, есть такое дѣйствіе, посредствомъ котораго лицо, имѣющее право на наслѣдство, выражаетъ свое согласіе принять на себя какъ’ званіе наслѣдника, такъ и всѣ вытекающія изъ этого обязательства, которое, поэтому, должно быть почитаемо за диазі сопігасіиз, обязывающій наслѣдника въ отношеніи какъ кредиторъ наслѣдодателя, такъ и всѣхъ лицъ, имѣющихъ право на наслѣдство, и почему оно можетъ быть только безповоротнымъ и безусловнымъ, но никакъ не до извѣстнаго срока, или начиная съ какого-либо срока и имѣетъ, притомъ, обратную силу, т.-е. возводится ко дню открытія наслѣдства. Принятіе