Страница:А. Ф. Петрушевский. Генералиссимус Суворов.pdf/13

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


немъ случаѣ атакуетъ турокъ одинъ, со своими 7000. Принцъ тогда нехотя согласился и молча уступилъ главное руководительство дѣломъ своему даровитому сотоварищу. Очень трудное было это сраженіе на рѣкѣ Рымнѣ и ручьѣ Рымникѣ; съ великими, чрезмѣрными усиліями досталась побѣда, правда полная и блестящая[1]. Турки потеряли тысячъ 15 людей, цѣлыя стада скота, нѣсколько тысячъ повозокъ, сотню знаменъ, 80 пушекъ; у союзниковъ потеря доходила едва-ли до 1000. Принцъ и Суворовъ съѣхались послѣ сраженія и молча обнялись; съ той поры они до самой смерти остались друзьями и принцъ въ письмахъ къ Суворову называлъ его «мой дивный учитель». Суворовъ получилъ графское достоинство съ прозваніемъ Рымникскаго, орденъ Георгія 1 класса, богатую шпагу, брилліантовые эполетъ и перстень, а отъ австрійскаго императора титулъ графа Священной Римской имперіи. Принца Кобургскаго императоръ произвелъ въ фельдмаршалы.

Въ слѣдующемъ, 1790 году Суворовъ совершилъ еще одинъ военный подвигъ, едва-ли не славнѣе всѣхъ прежнихъ. Къ концу года въ рукахъ турокъ оставалась на нижнемъ Дунаѣ одна крѣпость—Измаилъ, которую необходимо было взять[2]. Потемкинъ послалъ туда нѣсколько отрядовъ, но надъ генералами головы не поставилъ, оттого они только спорили да препирались. Между тѣмъ была глубокая осень, наступило ненастное время, харчей стало не хватать, топлива тоже, появились болѣзни. Генералы рѣшили разойтись на зимнія квартиры. Но какъ разъ передъ тѣмъ Потемкинъ положилъ—послать подъ Измаилъ Суворова и дать ему полную волю—брать-ли крѣпость или уходить домой. Суворовъ собрался на новую службу мигомъ, выѣхалъ туда верхомъ, послалъ уходившимъ изъ подъ Измаила войскамъ приказъ—вернуться и 2 декабря пріѣхалъ туда самъ, съ однимъ казакомъ, который везъ въ узелкѣ его багажъ. Осмотрѣвшись на мѣстѣ, онъ увидѣлъ, что взять крѣпость—дѣло очень трудное. Крѣпостной валъ Измаила тянулся на 6 верстъ, вышиной былъ до 3—4 саженъ, глубина рва доходила до 4-хъ, а ширина до 6 саженъ; на валахъ стояло больше 200 пушекъ; за валами сидѣло 35,000 вооруженныхъ. А у Суворова насчитывалось не больше 30,000, да и то на половину казаковъ, и не было вовсе большихъ пушекъ. И все-таки, по мнѣнію Суворова, рѣшеніе было одно—штурмъ. Закипѣла работа: насыпали для пушекъ окопы, готовили штурмовыя лѣстницы, вязали фашины,

  1. Сражение при Рымнике — одно из главных сражений Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. (прим. редактора Викитеки)
  2. Штурм Измаила — осада и штурм в 1790 году турецкой крепости Измаил в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов. (прим. редактора Викитеки)
Тот же текст в современной орфографии

нем случае атакует турок один, со своими 7000. Принц тогда нехотя согласился и молча уступил главное руководительство делом своему даровитому сотоварищу. Очень трудное было это сражение на реке Рымне и ручье Рымнике; с великими, чрезмерными усилиями досталась победа, правда полная и блестящая[1]. Турки потеряли тысяч 15 людей, целые стада скота, несколько тысяч повозок, сотню знамён, 80 пушек; у союзников потеря доходила едва ли до 1000. Принц и Суворов съехались после сражения и молча обнялись; с той поры они до самой смерти остались друзьями и принц в письмах к Суворову называл его «мой дивный учитель». Суворов получил графское достоинство с прозванием Рымникского, орден Георгия 1 класса, богатую шпагу, бриллиантовые эполет и перстень, а от австрийского императора титул графа Священной Римской империи. Принца Кобургского император произвёл в фельдмаршалы.

В следующем, 1790 году Суворов совершил ещё один военный подвиг, едва ли не славнее всех прежних. К концу года в руках турок оставалась на нижнем Дунае одна крепость — Измаил, которую необходимо было взять[2]. Потёмкин послал туда несколько отрядов, но над генералами головы не поставил, оттого они только спорили да препирались. Между тем была глубокая осень, наступило ненастное время, харчей стало не хватать, топлива тоже, появились болезни. Генералы решили разойтись на зимние квартиры. Но как раз перед тем Потёмкин положил — послать под Измаил Суворова и дать ему полную волю — брать ли крепость или уходить домой. Суворов собрался на новую службу мигом, выехал туда верхом, послал уходившим из-под Измаила войскам приказ — вернуться и 2 декабря приехал туда сам, с одним казаком, который вёз в узелке его багаж. Осмотревшись на месте, он увидел, что взять крепость — дело очень трудное. Крепостной вал Измаила тянулся на 6 вёрст, вышиной был до 3—4 сажен, глубина рва доходила до 4-х, а ширина до 6 сажен; на валах стояло больше 200 пушек; за валами сидело 35,000 вооружённых. А у Суворова насчитывалось не больше 30,000, да и то наполовину казаков, и не было вовсе больших пушек. И всё-таки, по мнению Суворова, решение было одно — штурм. Закипела работа: насыпа́ли для пушек окопы, готовили штурмовые лестницы, вязали фашины,

  1. Сражение при Рымнике — одно из главных сражений Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. (прим. редактора Викитеки)
  2. Штурм Измаила — осада и штурм в 1790 году турецкой крепости Измаил в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов. (прим. редактора Викитеки)