Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-1.pdf/33

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Хартум — Галлабай, Хартум — Розейр (Судан), 3) Момбара — Найроби — Мойала (Брит. Вост. Африка), 4) Булгар — Огаден (Брит. Сомали), 5) Массауа — Асмар — Гондар, Ассам — Дессие (Эритрея), 6) Могадишу-Луг  — Дол о — Ару си (итал. Сомали). Крупная торговля, преимущественно, в руках арабов и индусов находящихся под покровительством Англии. Ввоз на 80% — мануфактура, затем стекло, глазурованная посуда и доллары Марии Терезии — серебряная монета с 90% содержанием серебра австр. чеканки, служащая ходячей монетой в А. Наиболее крупный оборот дает торговля с Англией, поставляющей мануфактуру и виски; из Франции идут мыло, парфюмерия, консервы; Италии — вино, фрукты, макароны; Германии — замки и др. железные изделия; Японии — серый холст, по дешевизне своей вытеснивший америк. и англ. конкурентов.

Вывоз — шкуры, кожи, кофе, воск — идет, гл. обр., через Джибути. Оживленная в прежние годы торговля с Суданом с 1920 стала падать, и в 1924 вывоз в этом направлении дал не более 40 т. егип. фунт., ввоз  — 150 т. фунтов. Причины падения торговли по Суданской границе — отвлечение вывоза ж. — д. путем. В 1924 для восстановления торговли через Судан и конкуренции с франц. Джибути, англ. компания выдвинула проект проведения ж. д. от Горили-Бур в Гамбеллу. С утверждением иностранного капитала в А. в послевоенные годы промышленность и торговля начинают постепенно оживляться: произведена разведка железных руд, устроен ряд лесопилок и мельниц, расширены плантации кофе и хлопка. Эксплоатация ведется, гл. обр., англичанами, образовавшими при поддержке правительства ряд смешанных англоабиссинских и чисто британ. компаний, и бельгийцами, ранее владевшими лишь кофейными плантациями в Гарраре, но сильно выдвинувшимися в 1924, когда они стали осуществлять полученную в 1922 алкогольную монополию, к эксплоатации к-рой привлечен, в известной мере, франц. и англ. капитал (3 милл. фр. из 10 милл. общего капитала). В виду официального протеста Англии и Италии против предоставления бельгийцам монополии и в целях обхода Сен-Жерменского договора 1919, воспрещающего спаивать туземцев, — монополии придан «государственный» характер. Как держатели «Государственной монополии», бельгийцы приобрели возможность прямого влияния на административ. власти А. — Назначение Бельгией в 1923 посланником в А. директора Африкан, департамента мин-ва иностран. дел свидетельствует, что в борьбе империалистов за эсплоатацию А. — бельг. капитал собирается занять видное, по возможности, даже решающее место.

Политический и социальный строй. Социальный уклад А. сохранил стародавние феодальные черты, — этим определяется, ее внутренняя слабость.

Страна поделена на 7 провинций, из к-рых пять управляются расами, две (Годжам и Джимма) — негусами. Наместники  — расы и негусы — частью наследственные, частью назначенные императором — негус  — 62

негушти («царем царей») — из числа его приближенных «на кормление». Поскольку каждый из наместников опирается на собственную дружину, его отношение к императору Эфиопии определяется соотношением его вооруженных сил и дружины «царя царей». Власть негуса-негушти, в силу этого, условна: наместник в пределах провинции является абсолютным владыкой. Его зависимость от центрального правительства сказывается лишь в уплате негусу определенной части доходов провинции и в обязанности в случае войны выступить со своими дружинниками и вассалами в составе обще-абиссинской армии.

Правом иметь огнестрельное оружие пользуются только представители господствующего племени — коренные абиссинцы. Туземцы других племен призываются в армию лишь в качестве носильщиков и для несения разного рода вспомогательных служб. В социальном отношении население А. делится на три класса: высший составляют мекуны (негус, наместники, церковные иерархи, придворные чины, высшие войсковые начальники); средний — моссеси — дворяне, в большинстве владеющие землей по ленному праву, и низший, к к-рому относятся купцы, ремесленники, рыболовы, земледельцы, охотники. Рабочего класса фактически нет, за полным почти отсутствием фабричнозаводской промышленности; поскольку же в А. применяется (на кофейных и хлопковых плантациях) квалифицированный труд, он выполняется европейцами (почти исключительно итальянцами). Экономическое положение этих рабочих чрезвычайно тяжелое.

Годовая оплата работника не превышает 15 долл. в год, в силу чего — с развитием англ. хлопковых плантаций в Судане — замечается сильная эмиграция рабочих сил из А. в Судан на заработки. Широко развито до настоящего времени рабство: рабы — мужчины и женщины, поставляемые, преимущественно, из племени галласов, составляют необходимую принадлежность каждого крупного хозяйства. Кроме того, значит, число рабов вывозится в юж. Аравию. Лига Прав Человека в 1923 обратилась в Лигу Наций с протестом против А-ой работорговли.

Правитель А. Таффари (см. ниже) не допустил, однако, предполагавшейся по этому поводу присылки Международной Комиссии в А., усмотрев в этом попытку вмешательства во внутренние дела А.; в заявлении своем Лиге Наций он отметил, что торговля рабами ведется не А-ми подданными, а арабами, и что такая же торговля производится в прилегающих к А. франц. и англ. владениях. Он обещал, однако, принять меры к ликвидации рабства, с оговоркой о необходимости особой осторожности в проведении этой меры, поскольку абиссинцы чрезвычайно ревниво хранят старый уклад.

31/111’1924 им был, действительно, издан закон о свободе рабов и о дальнейших взаимоотношениях их с бывшими хозяевами, не внесший, впрочем, коренных перемен в установившуюся практику. Почти на таком же рабском положении находятся крестьяне, не пользующиеся никакими правами и являющиеся предметом жестокой эксплоа-