Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/14

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Назначение высшего образования  — подготовить для общества необходимых ему специалистов «высшей» (для данного времени) технической квалификации: сначала врачей, учителей, чиновников, судей, позже — инженеров, агрономов, и во все времена — также и идеологов.

Этих специалистов господствующие классы брали как из своего состава, так и, в особенности, из примыкающих к ним слоев других, подчиненных классов. Детям верхушки самих господствующих классов, будь то крупное поместное дворянство или современные капиталисты, нет нужды приобретать «специальное» образование в указанном выше смысле. Но их надо подготовить для их будущей командной роли; поэтому для них создается свое образование, часто не совпадающее с официальным высшим (напр., придворное, с преобладанием военных упражнений, танцев, иностранных языков) или же формально проходимое в ун-тах, но замкнутых и приспособленных для этих специальных нужд, с небольшой долей обучения и преобладанием «формирования джентльмена», как в англ. ун-тах Оксфорда и Кембриджа. Подготовляя себе путем В. о. высший и средний «комсостав», правящие классы заинтересованы не только в получении ими достаточных технических знаний, но и в выработке преданных и надежных, с точки зрения этих классов, людей. Поэтому высшее образование всегда связано с определенным воспитанием.

История В. о. отражает эту двойственную задачу — образования и воспитания в смене господствующ, классов. Если не считать древних культур и античности, организация просвещения у к-рых не связана исторически с нами, то началом В. о. приходится признать тот период средневековья, когда в Европе начался хозяйственный и культурный подъем и подготовлялось возвышение городов. Первый пример специального образования, существенно отличного от простой грамотности, дает медицинская школа, возникшая в 9 в. в Салерно, на юге Италии, на стыке Европы с арабским культурным миром. В 12 в. возникают первые ун-ты  — оформленные высшие школы с разветвленным преподаванием. Они разделяются на факультеты по своему целевому на значению: юридический (готовящий чиновников, а также правоведов для развившегося торгового оборота), медицинский и богословский (готовящий идеологов). Четвертый факультет — философский (facultas агtium) — служит целям общего образования, подготовляет к высшим факультетам: он дает прежде всего знание латыни, т. е. языка науки и делопроизводства, и умение толково и даже красноречиво изъясняться. Первыми и наиболее влиятельными ун-тами такого типа были ун-ты в Париже и Болонье (с 12 в.).

Парижский блистал, гл. обр., богословским факультетом, средоточием схоластики, и был местом борьбы ее главных течений, болонский славился юридическим факультетом, основанным буржуазией итал. городов для возобновления римского права, лучше удовлетворявшего ее потребностям, чем средневековое церковное право. Студенты средневековых ун-тов пополнялись из мелкой буржуазии городов и крестьянства, к-рые выдвигались через церковные школы, изредка попадались обедневшие рыцари. Феодалы в ун-ты не заглядывали. Положение изменилось с ростом городов и новой городской культуры (см. Возрождение и Гуманизм).

Нуждаясь в юристах и политических деятелях, почти каждый из итал. городов-республик обзаводится своим ун-том; растет их число и в других странах. Новая культура гуманизма завоевывает ун-ты, противопоставляя богословию светскую философию и филологическое изучение древних авторов. Философский факультет, т. о., из подготовительной школы становится равноправным с другими. Усложнившаяся политическая обстановка требует и от правителей больших знаний: становится модным, чтобы представители знати посещали ун-ты, хотя бы не надолго (так поступил, напр., лорд Ретленд  — гипотетический Шекспир). В разгоревшейся в 16 в. борьбе, принявшей в Германии внешнюю форму церковной революции (см. Реформация), ун-ты явились идеологическим оплотом реформаторов, во главе с ун-том в Виттенберге, резиденцией Лютера и Meл анхтона. А когда реформаторы, напуганные крестьянскими войнами, повернули назад к союзу с князьями и дворянством, ун-ты проделали тот же поворот. По принципу «cujus regio, ejus religio» (чья земля, того