Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/242

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ставлял «Республиканский союз». С этого времени Г. становится не только защитником верхней палаты (сената), но также отказывается и от радикальной борьбы с клерикализмом и поступается главным требованием республиканской партии — об изменении избирательной системы (избрание по спискам в целом департаменте, вместо избрания по отдельным округам).

В конечном итоге оппортунистическая политика Г. преследовала единственную цель: консолидацию буржуазии, примирение демократии с буржуазией и привлечение к буржуазному блоку всех колеблющихся элементов из монархического и левореспубликанского лагеря. В интересах буржуазии (особенно финансистов, с которыми Г., как и другие лидеры Республиканского союза, находился в тесной связи, будучи причастен к Франко-Египетскому банку, втянувшему республику в тунисскую авантюру) была построена и вся программа внешней политики умеренных республиканцев, по существу — империалистская, но вынужденная, после недавних поражений Франции, прикрываться миролюбивыми фразами. Гамбетта однако никогда не отказывался от идеи реванша: «будем об этом всегда думать, но не будем об этом говорить», таков был его завет современникам.

В интересах той же буржуазии Г. выступал перед рабочими с проповедью необходимости социального мира. В речи, произнесенной Г. в 1881 на избирательном собрании в Бельвильском округе, он отказался от большей части радикальных требований своей же «Бельвильской программы», развитой им в 1869. В то же время Г. советовал рабочим отказаться от «духа насилия».

«Буржуазия и пролетариат», так закончил свою речь Г., «не враги, а сотрудники в огромном процессе хозяйственного и социального творчества. Поэтому надо не углублять социальные противоречия, как это делают демагоги, а наоборот — стушевывать и ослаблять. Благополучие целой нации и счастье отдельных индивидуумов покоится не на классовой борьбе, а на классовой гармонии». Впечатление, произведенное на рабочих этой ренегатской речью, было таково, что на следующем предвыборном собрании (в Шаронне) рабочие-избиратели освистали «великого оппортуниста», обозвавшего их в бессильной ярости «пьяными илотами». Тем не менее, урок Бельвиля произвел сильное впечатление на разгневанного трибуна. Под давлением «пьяных илотов» республиканский блок внес в свою программу несколько радикальных пунктов: подоходный налог, реформу суда, свободу ассоциаций, обеспечение рабочих на случай старости, смерти и неспособности к труду и нек-рые другие демократические реформы, большинство которых оказалось пустыми обещаниями и никогда не было проведено умеренными республиканцами.

После падения министерства Ферри Г. образовал свое «великое министерство» (1882), опиравшееся на республиканский блок, в состав которого входили экономически разнородные социальные группы. Министерство Г. оказалось, однако, крайне непрочным;оно просуществовало всего 73 дня. Но закулисное влияние Г. на всю франц. политику, после падения «великого министерства», оставалось не меньшим, чем оно было и до его образования, чему особенно благоприятствовала неудачная политика его преемника (Фрейсине), не решившегося на интервенцию в Египте, на которой особенно настаивал Г. К концу 1882 влияние Г. достигло наивысшей точки, когда оно было прервано его внезапной смертью. В 1888 благодарная буржуазия воздвигла Г. памятник в Париже.

Лит.: Сеньобос Ш., Политическая история

современной Европы, 5-е изд., М., 1922—23; Инсаров X., Современная Франция. История Третьей республики, СПБ, 1900; Z ё v а ё s A., Histoire de la Troisidme R^publique (1870—1926), P., 1926; H a n ot a u x G., Histoire de la France contemporaine (1871—1900), v. I, P., 1903, vis II — IV, P., s. a.; eгож e, Histoire de la Troisi£me RGpublique (1870 A, 1926), P., 1926; «Les discours et les plaidoyers politiques de Gambetta», r£unis et publics par M. J. Reinach, 11 vis. P., 1881—86; Neucastel, Gambetta, sa vie et ses id£es politiques, P., 1885; Reinach J., Gambetta orateur, P., 1884; его ж e, Le ministdre Gambetta, P., 1884.

ГАМБИР, или гамбир-катеху, желтая разновидность катеху (см.), красящего вещества растительного происхождения. Получается выпариванием экстракта из листьев и веток тропических акаций на Яве и Суматре (Acacia Catechu, A. Suma) и из кустарника Uncaria Gambir (сем. мареновых).

Содержит значительное количество дубильных веществ, но употребляется, как и катеху, гл. обр. для крашения. Дает с алюминиевой и оловянной протравами на хлопке желтовато-коричневые тона. При последующей обработке раствором бихромата дает черную окраску на хлопке и на шелку.

ГАМБИТ (от итал. gamba  — нога, dare il gambetto — подставить ножку), шахматный термин, обозначающий пожертвование фигуры или пешки в дебютной (начальной) стадии партии с целью получить нек-рое позиционное преимущество, будь то преимущество в развитии игры или захват важных стратегических пунктов. О Г. говорится уже в первых печатных книгах о шахматах  — трактате испанца Дусены, изданном в 1497 в Саламанке, в шахматном руководстве португальца Дамиано (1512). В 16 и 17 вв. Г. в большом ходу под влиянием итал. школы шахматистов, стремившейся, гл. обр., к фигурным атакам и предпочитавшей поэтому открытые игры вообще и гамбитные — в частности. Затем наступает продолжительный период охлаждения к Г., и гамбитная игра возрождается только в самом конце 18 и начале 19 вв. (в Германии и отчасти в Англии). В первой четверти 19 в. англ. шахматист, капитан Эванс, выступает с знаменитым Г., носящим его имя (1. е£ — е4 е7-е5. 2. К gl — f3 К Ь8  — сб. 3. СП — с4 С18  — с5. 4. Ь2  — Ь4), против которого долго не находили уравнивающего продолжения, пока в 1895 Ласкер не предложил усиления игры черных на 7 ходу (4... С с5:Ь4. 5. с2  — сЗ С Ь4  — с5. 6. 0—0 d7  — d6. 7. d2  — d4 С c5  — Ь6). Но особенно большое значение в истории шахматной игры получили Г. королевский (1. е2-е4 е7-е5. 2. f2  — f4), известный уже в 16 в. и очень популярный в первой половине 19 ве-