Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/399

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

католического правительства. Потомки Погана Гегеля были ремесленниками, мелкими чиновниками и учителями. Отец Г. принадлежал к высшему чиновничьему сословию и занимал должность секретаря казначейства. В 1777 Г. поступил в штуттгартскую гимназию, где учился в течение десяти лет, отличаясь способностями и прилежанием.

Все свободное время Г., будучи еще гимназистом, посвящает чтению и изучению преимущественно исторических сочинений* Уже с раннего возраста все его интересы вращаются, гл. обр., вокруг проблемы всемирной истории. В дневнике своем (от 1785—1787) он подчеркивает неоднократно, что в изложении исторических событий важно не

Гегель. Скульптура М. Рукавишникова.

Оригинал в Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса.

перечисление отдельных фактов, а понимание их внутренней связи и смысла с точки зрения общего хода исторического процесса.

По окончании гимназии Г. поступил в Тюбингенский теологический ин-тут, где сблизился с Гельдерлином и Шеллингом, оказавшими на его развитие огромное влияние. Энтузиазм, вызванный Французской революцией во всех передовых умах Германии, не мог не задеть и названных трех гениальных юношей. Вместе с Кантом и Фихте они справедливо усматривали во Французской революции всемирно-историческое событие, долженствующее обновить весь мир. Г. грезил о наступлении новой исторической эпохи  — «царства божия», к-рое осуществит единство человечества, правда, на основе примирения религии и науки. Г. был активным членом образованного тюбингенским студенчеством политического клуба и принял участие в посадке дерева свободы в окрестностях города.

Французская революция, со всеми ее перипетиями, определила в значительной степени все дальнейшее развитие Г. и наложила неизгладимую печать на все его мировоззрение. Последующие восемь лет после окончания института Г. провел в качестве домашнего учителя в Берне в доме Штейгеров и во Франкфурте в семье купца Гогеля. В Берне Г. познакомился близко с господствовавшим там олигархическим режимом. Он продолжает интересоваться политической жизнью Европы, в первую очередь Франции, Германии и Швейцарии. В письме к Шеллингу Г. резко критикует деспотизм, подчинивший себе религию. Он надеется, что кантовскаяфилософия с ее учением о свободе и французские политические идеи принесут человечеству освобождение. В центре внимания Г., наряду с общефилософскими проблемами, стоят проблемы государства и религии. Он уделяет много внимания практическим вопросам государственной жизни. В эти годы он изучает политические сочинения Спинозы, работы Гуго Гроция, «Историю Англии» Д. Юма, «Историю Индии» Рейналя, сочинения Монтескье, Руссо, Гиббона и пр. Большое впечатление на него производят работы Бенжамена Констана. Из работ, написанных им в это время, следует упомянуть «Жизнь Иисуса» и «Критику понятия положительной религии». Во время пребывания своего во Франкфурте Г. издал несколько работ политического характера. Из этих работ следует отметить прежде всего сочинение, посвященное критике государственного строя Вюртемберга, доказательству необходимости политических реформ. Существующий строй, пишет он, пережил себя. Настала новая эпоха. Во Франции возник «из духа нового времени» соответствующий ему новый государственный строй. То же самое должно совершиться и в Вюртемберге. Французская революция разбудила в Г. жгучий интерес к политическим проблемам; но неправильно было бы думать, что Г. стоял на революционной точке зрения. Его требования в отношении своей родины очень умеренны. Он выступает довольно резко против абсолютизма, ссылаясь на врожденные «права человека», но дальше конституционной монархии в своих политических требованиях он не идет. Одновременно с этим усиленные занятия вопросами религии, философии, истории, политики, подводят его к выработке диалектического метода. Уже в этот период внимание Г. привлекают проблемы развития, взаимоотношения конечного и бесконечного, единства противоположностей и др.

Вместе с тем начинают вырисовываться общие контуры его будущей философской системы. С переездом Г. в Иену (в 1801) открывается новый период в его жизни. Он начинает свою философскую деятельность с опубликования работы «О различии между системами философии Фихте и Шеллинга» и заканчивает этот иенский период изданием «Феноменологии духа», составляющей одно из самых замечательных и глубоких сочинений во всей философской литературе. В 1802 Г., совместно с Шеллингом, приступает к изданию «Критического журнала философии». К этому же времени относится и работа публицистического характера под заглавием «Государственный строй Германии». Г. доказывает, что причина поражения немцев в войне с Французской революцией коренится в недостатках государственного строя Германии. Задача, к-рую себе ставит автор, сводится к тому, чтобы содействовать «пониманию того, что есть», т. е. дать объективную картину положения страны. «Германия более не государство», в ней господствует разброд и анархия, узаконенное беззаконие, она является лишь «теоретическим государством», поэтому и мышление немцев носит чисто теоретический, нереальный характер.

В заключение Г. предлагает ряд практцче-