Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/424

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

рое может быть достигнуто в результате классовой борьбы пролетариата с буржуазией, и постановил организовать особую рабочую партию. Так возникла «Федерация рабочих социалистов», превратившаяся в 1880 во французскую рабочую партию.

Г. становится ее признанным вождем и теоретиком, неутомимым организатором, агитатором и пропагандистом. Этот бессменный часовой партии, самоотверженно отдававшийся партийной работе, никогда не щадил своего здоровья и проявлял полное равнодушие к материальным выгодам и жизненным удобствам. Тяжелые годы эмиграции и частые тюремные отсидки дали ему боевую закалку. Будучи на редкость целостной натурой, Г. был заклятым врагом всякого соглашательства и компромисса, всякой дряблости и половинчатости, за что постоянно подвергался обвинениям в «непримиримости», «узости», «сектантстве» и т. п. со стороны своих политических противников. Мелкие вопросы повседневной борьбы пролетариата он всегда умел связать с борьбой классов и конечной целью. Пылкость борца, острый ум, уменье бить своих врагов в самое чувствительное место — таковы были основные свойства Г. как оратора и публициста.

Попытка группы «Равенства» организовать,, совместно с представителями рабочих синдикатов, международный рабочий конгресс в связи с всемирной выставкой повела к аресту Г. и нек-рых из его единомышленников (1878). Перед судом они выступили с коллективной защитой, к-рая вышла потом отдельной брошюрой («Коллективизм перед 10-й камерой исправительной полиции»), быстро разошедшейся в нескольких тысячах экземпляров. Сидя в тюрьме по приговору суда, Г. написал первую «Программу французских революционных социалистов». Окончательную форму проект программы получил в результате поездки Г. в Лондон, где в ее выработке принял участие Маркс, перу к-рого принадлежало теоретическое обоснование программы, этот «шедевр поразительной аргументации, выраженной в немногих словах» (Энгельс). Программа, к к-рой присоединился и живший тогда в Швейцарии коммунар Б. Малой (см.), была принята на Гаврском конгрессе рабочей партии (1881).

Программа состояла из двух частей — принципиальной, обосновывавшей неизбежность наступления социализма и указывавшей пути к нему, и программы-минимум, рассчитанной на осуществление в рамках буржуазного общества и предполагавшей участие партии в парламентской борьбе. Эта часть программы была принята после ожесточенной полемики с анархистами, отожествлявшими участие в парламентской борьбе с отказом от социальной революции. Известный комментарий к ней («Программа рабочей партии») был написан Г. (в сотрудничестве с Лафаргом) в 1883 во время очередной тюремной сидки. Принятие Гаврской программы рабочей партией было весьма важным фактом в истории французек. рабочего движения и социализма. Революционный марксизм впервые завоевал прочные позиции на франц. почве. Рабочий класс получал идеологию, которая, отводя надлежащее'место политиче 816

ской борьбе в деле освобождения пролетариата и бесповоротно порывая с мелкобуржуазными утопиями прудонистов, указывала пролетариату выход из того тупика, в к-рый зашли руководители франц. рабочего движения после крушения революций 1848 и 1871. Но вначале эта идеология была воспринята только небольшой частью передовых рабочих; другая продолжала оставаться под влиянием мелкобуржуазных идей, унаследованных от предыдущей эпохи и враждебных революционному марксизму (бланкизм, прудонизм, чистый профессионализм, бакунизм и др.). В конечном счете причина живучести этих идеологий коренилась в сравнительно медленном темпе индустриального развития Франции в последние десятилетия 19 в., в наличии значительных кадров ремесленного пролетариата, обилии мелкобуржуазных прослоек, тяготевших к рабочему классу и его партии. Идейный разброд в рядах социалистов у си лися со времени амнистии коммунаров (1880), «часы к-рых остановились на 1871 г.», но к-рые еще импонировали рабочим своими славными именами.

Приняв Гаврскую программу, рабочая партия отмежевалась от сторонников чистого професионализма и кооператоров, но она все еще включала в себя довольно пестрые в идеологическом отношении элементы, вскоре отошедшие от нее и сорганизовавшиеся в особые политические группировки. Уже в 1880 из партии вышли анархисты, к-рые не могли примириться с участием рабочей партии в парламентской борьбе. Через год в ней наметилось весьма влиятельное правое крыло во главе с Бенуа Мал оном и П. Бруссом (см.), расходившееся с гедистами не только по организационно-тактическим, но и по программным вопросам.

Теоретической беспринципности и политическому крохоборству «бруссистов», или «поссибилистов» (см.), Г. объявил беспощадную борьбу, к-рую он вел как на партийных конгрессах, так и в газете «Равенство». Малой отвечал ему не менее резко в «Пролетарии». Борьба между гедистами и поссибилистами закончилась расколом на конгрессе в Сент-Этьене (1882). Отколовшаяся гедистская часть партии сохранила название «рабочей партии», тогда как оставшиеся на конгрессе поссибилисты приняли название «французской социал-революционной рабочей партии» (Р. О. S. R*; см. Франция, история рабочего движения).

. Раскол сильно ослабил молодую, еще не окрепшую рабочую партию, которой приходилось к тому же конкурировать (в Париже) с возникшей в 1881 особой организацией бланкистов (Центральный революционный комитет). Но, отмежевавшись от оппортунистов, она стала более однородной, а потому и более выдержанной с точки зрения революционного марксизма. — В то время как поссибилисты были особенно сильны в мелкобуржуазном Париже, цитаделью рабочей партии стали департаменты Па де Кале и Северный с его крупнопромышленными центрами (Лилль, Рубе, Туркуен, Анзен); организации рабочей партии имелись также в департаментах Эн, Об, Нижней Сены, устьев Роны. Рабочая партия впервые со-