Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/82

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

легация пошла на новые уступки, предусматривавшие, м. пр., возможность отказа от требования предварительных кредитов, но «нерусская» комиссия прямо ответила, что даже такие уступки со стороны России, как признание довоенных долгов или отказ от обсуждения вопроса о предоставлении Советскому правительству кредитов и о контрпретензиях, не явились бы достаточной базой для заключения с Советской Республикой общего соглашения. После этого заявления Г. к. закрылась. Ясно было, что срыв конференции был заранее подготовлен: он произошел в значительной мере по инициативе Франции и Бельгии, при чем серьезную роль сыграл нефтяной вопрос. После разрыва переговоров «нерусская» комиссия по инициативе одного из ее англ. членов, б. владельца Кыштымских и Ленских рудников и б. директора правления Русско-Азиатского банка Лесли Уркарта, приняла резолюцию, запрещающую участникам Г. к. заключать сепаратные концессионные сделки с Советской Россией. Эта резолюция не помешала, однако, тому же Уркарту через три недели после окончания Г. к. подписать с т. Л. Б. Красиным концессионный договор, к-рый затем не был ратифицирован Советским правительством.

Б. Штейн.

Лит.: Штейн Б., Гаагская конференция, М., 1923; см. также лит. к ст. Генуэзская конференция.

ГААГСКИЕ КОНВЕНЦИИ 1899 и 1907, были приняты на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 (см.). На первой большинство участников подписало три соглашения в форме деклараций: 1) о запрещении на пять лет метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных судов или иными аналогичными новыми способами, 2) о запрещении снарядов, имеющих «единственной целью» распространение удушливых или вредных газов, и 3) о запрещении пуль, разрывающихся (dum-dum) или сплющивающихся в человеческом теле. Все державы подписали (некоторые — с оговорками по поводу отдельных статей) конвенции: 1) о мирном разрешении международных конфликтов (междунар. арбитраж), 2) о законах и обычаях сухопутной войны и 3) о применении принципов Женевской конвенции 1864.

Средствами мирного разрешения международных конфликтов соответствующая Г. к. считает: добрые услуги и посредничество, международные следственные комиссии и третейский суд. Следственные комиссии должны лишь «устанавливать факты»; для сторон их решения необязательны и относятся лишь к спорам, «не затрагивающим ни чести, ни существенных интересов» государств. Задачей международного третейского суда является, согласно конвенции, «разрешение споров между государствами судьями по их выбору и на основе уважения к праву». Конвенция признает обращение к международным следственным комиссиям только «полезным» и «желательным», нося, т. о., отвлеченно-декларативный характер. — Конвенция предусмотрела также создание в Гааге «Постоянной третейской палаты», что на деле сводилось к списку третейских судей, особо сведущих в международном праве и особо почтенных, Каждая держава доджна назна 152

чить 4  — х таких лиц. Канцелярией Палаты (и следственных комиссий) являлось Международное бюро. Однако, список судей не был обязателен для держав, к-рые вольны считаться с конвенцией или же действовать по своему усмотрению. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны предписывает державам-участницам соглашения дать на случай войны между ними инструкции своим армиям, соответствующие приложенному к конвенции спец, регламенту, в к-ром подробно изложены положения: о «воюющих» (кто считается воюющим), о военнопленных, о больных и раненых — отсылка к Женевской конвенции, о военных действиях, о средствах нанесения вреда неприятелю, о шпионах, о военной власти на неприятельской территории и пр.

Регламент стремился не создавать новые правила ведения войны, а лишь систематизировать б. или м. общепринятые на Брюссельской конференции 1874. Конвенция о применении женевских правил о больных и раненых в морской войне предписывала, чтобы госпитальные суда «уважались и не подлежали захвату».

На второй Гаагской конференции конвенции подверглись пересмотру с добавлением некоторых деталей, например, запрещения принуждать подданных противной стороны к участию в военных действиях против их страны. В главу о военнопленных вошло запрещение привлекать к работам пленных офицеров. Кроме того, были заключены конвенции: об открытии военных действий, о положении неприятельских торговых судов при открытии военных действий, о превращении торговых судов в военные, об учреждении Международной призовой палаты, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне, и др. В принципиально важной конвенции об открытии военных действий стороны «признают», что война между ними не должна начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения в форме либо мотивированного объявления войны либо ультиматума с условным ее объявлением. О состоянии войны незамедлительно должны быть оповещены нейтральные. Однако, такого рода оповещение может быть сделано и по телеграфу, при чем не установлено никакого срока между объявлением войны и началом военных операций. — Конвенции во всех существенных пунктах оказались нарушенными в войне 1914—18. Критику Г. к. и вообще работы Гаагских мирных конференций см. в названной статье, там же лит. Ю. Ключников.

ГААГСКИЕ КОНВЕНЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ И ПРОЦЕССУ,

шесть международных соглашений, подписанных 12/VI 1902 и 17/VII 1905. Конвенции ставят своей целью создание т. н. коллизионных норм, т. е. международных частно-правовых правил либо материальных либо указывающих, какое право надлежит применять при столкновении правовых систем разных стран. Они охватывают, гл. обр., вопросы вступления в брак, развода, опеки над малолетними и нек-рые вопросы процессуального права, как порядок вручения актов, судебных цлц внесудебных, снятие показа-