Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/167

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

манди, приводившее в ней свой разговор с Корниловым. «Генерал прибавил, — писал румынский посол Диаманди, — что войска оставили Ригу по его приказанию и отступили потому, что он предпочитал потерю территории потере армии. Генерал Корнилов рассчитывает на впечатление, которое взятие Риги произведет на общественное мнение в целях немедленного восстановления дисциплины в русской армии».

Сдача Риги являлась одним из звеньев контрреволюционного заговора, т. к. с переходом ее в руки немцев последним открывалась дорога на Петроград. По своей внешней форме К. была заговором генералов, «которые рассчитывали увлечь часть войск обманом и силой приказанья» (Ленин, Сочинения, том XXI, стр. 202).

В 20  — х числах августа с фронта в Ставку под предлогом ознакомления с новыми образцами минометов и бомбометов было вызвано ок.

3 тыс. «надежных» офицеров. По прибытии в Ставку им разъяснили, что в Петрограде ожидается выступление болыпевиков, что против них в столицу двинуты казачьи части и возможно, что ген. Корнилов вынужден будет объявить себя диктатором. По замыслу заговорщиков офицеры должны были возглавить юнкеров военных училищ в Петрограде и сыграть активную роль в «водворении порядка».

Наряду с этим Ставкой проводилась переброска войск с целью окружения Петрограда.

Еще в дни Московского государственного совещания в Могилев был вызван командир 3  — го конного корпуса Крымов, к-рому Корниловым был вручен приказ о подготовке переброски его корпуса в Петроград с целью разгрома болыпевиков, введения осадного положения в столице, разоружения кронштадтцев, ареста Совета и революционных организаций.

В состав 3  — го корпуса входила Кавказская дивизия, солдатам к-рой говорили о том, что большевики хотят сдать Петроград немцам и что придется отстаивать столицу от немцев и большевиков.

25 августа из Ставки были даны телеграммы: 1) в Новочеркасск генералу Каледину о переброске конной казачьей дивизии через Москву в Финляндию и 2) командиру 1  — го конного корпуса, находившегося в Финляндии, о выступлении на Петроград. Буржуазная пресса в это время усиленно распространяла слухи, что 27/VIII, в полугодовщйну революции, ожидается выступление болыпевиков. Этим преследовалась цель мобилизации сил контрреволюции под видом борьбы с выступлением болыпевиков. Керенский являлся соучастником заговора. Через управляющей} военным министерством с. — р. Савинкова (см.) и комиссара Временного правительства при Ставке Филоненко Керенский был связан с Корниловым и совместно с ними обсуждал план контрреволюционного выступления. С согласия Керенского 3-й конный корпус двигался к Петрограду, и по его приказу велись подготовительные мероприятия к вывозу пушек из Кронштадта, к-рый в случае контрреволюционного выступления мог оказать поддержку революционному Петрограду. «Вся обстановка Корниловского заговора... доказала, что Керенский сильнейшим образом замешан в Корниловской истории, что Керенский был и остается самым опасным корниловцем» (Ленин, Соч., т. XXI, стр, 291—292). Учитывая впечатление, какое должно было произвести на революц. пролета 328

риат, крестьянство и солдат выступление контрреволюции, Керенский, меньшевики и эсеры в дни* выступления Корнилова всячески старались показать, что Корнилов идет на Петроград помимо их воли и что они готовы выступить на защиту революции. Это был маневр, рассчитанный на обман масс.

Вечером 26/ѴІІІ Корнилов передал через В. Н. Львова министру, председателю Временного правительства, следующие требования: «1) объявление на военном положении Петрограда; 2) отставка всех министров, не исключая и министра-председателя, и передача временного управления министерствами товарищам министров впредь до образования кабинета верховным главнокомандующим». Кадеты, зная о планах Корнилова, вышли из состава Временного правительства, настаивая одновременно на соглашении Керенскаго с Корниловым. Керенский, видя неизбежность краха корниловского выступления, объявил Корнилова государственным изменником и, арестовав Львова, потребовал от Временного правительства чрезвычайных полномочий для борьбы с мятежом. Однако никаких действительных мер для борьбы' с военным выступлением Корнилова Керенский не предпринял. Решающую роль в мобилизации масс на борьбу с контрреволюционным корниловским выступлением сыграла большевистская партия. Большевики, организуя митинги и собрания в полках и на предприятиях, призывали массы выступать не за Керенского и Временное правительство, а на защиту революции против Корнилова и его отрядов. Стремясь полностью и до конца разоблачить всю контрреволюционную сущность политики Керенского и Временного правительства, большевики развернули агитацию в массах за предъявлениѳ требований: арестовать вождей буржуазии (Милюкова, Родзянко и др.), причастных к контрреволюционному заговору, разогнать Государственную думу, узаконить передачу земли крестьянам, закрыть ряд буржуазных газет, ввести рабочий контроль на предприятиях, немедленно предложить мир воюющим странам и т. п.

Большевики знали, что Временное правительство не выполнит ни одного из этих . требований и массы смогут убедиться в необходимости свержения правительства буржуазии.

Большевики, войдя в созданный при ВЦИК Комитет народной борьбы с контрреволюцией, добились вооружения рабочих и освобождения арестованных за участие в июльской демонстрации. В ответ на призыв болыпевиков дать решительный отпор контрреволюции, по всей стране начали вооружаться рабочие, и быстро вырастали вышедшие из подполья отряды Красной гвардии. Красногвардейцы Петрограда на подступах к нему рыли окопы и строили заграждения. На призыв болыпевиков откликнулся также Петроградский гарнизон и моряки Балтфлота. В Луганске под руководством К. Е. Ворошилова был организован Революционный комитет, ставший фактически единственной властью в городе. Одесский совет, принимавший за 2 дня до корниловщины соглашательские резолюции, по настоянию больптевиков приступил к немедленному вооружению рабочих.

Корниловские части продвигались к Петрограду с болыцим трудом. Железнодорожники разбирали пути и всячески тормазили и срывали продвижение их эшелонов. Под влияни-