Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/168

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ѳм большевистской агитации и организованного сопротивленія, оказанного корниловцам, в корниловских частях началось разложеніе.

30/ѴІІІ казаки Донской дивизии, идущей на Петроград, явились в Лужский совет с заявленной о готовности немедленно арестовать генерала Крымова. Убедившись в провале авантюры, вызванный в Петроград ген. Крымов застрелился. Навстречу «дикой дивизии», по инициативе С. М. Кирова, была послана мусульманская делегация, к-рая разъяснила солдатам истинные намерения корниловцев. В результате агитации «дикая дивизия» перестала быть опорой контрреволюции. После разъяснения делегатов ВЦИК и болыпевистских агитаторов отказались повиноваться Корнилову также и казаки/ Такие же события происходили на фронте. Под давлением солдатской массы, по распоряженію армейских комитетов на фронте и в Ставке были арестованы генералы: Деникин, Марков, Лукомский, Романовский и др. корниловцы, а также были приняты меры против намеченной заговорщиками передвижки воинских частей. К. как попытка при помощи военного мятежа разгромить революцию провалилась. В виду возмущения масс Временное правительство вынуждено было 30/VIII отстранить Корнилова от должности верховного главнокомандующего и отдать распоряженіе о предании его суду за мятеж. (О дальнейшей судьбе Корнилова см. ст. Корнилов). Начальником штаба Верховного главнокомандующаго был казначеи один из ближайших сподвижников Корнилова ген. Алексеев.

Временное правительство, еще до корниловского выступления создавшее ряд организаций, имевших, якобы, целью регулирование народного хозяйства (Экономический совет, Главный экономический комитет и др.), фактически оформляло штабы К. в экономической области. Созданные им Экономический совет, Главный экономический комитет и районные экономические советы являлись по существу центрами по организации саботажа и голода.

«Кто не хочет нарочно закрывать глаз, тот не может не видеть, что после корниловщины правительство Керенского все оставляет по старому, что оно на деле восстановляет корниловщину. Назначение Алексеева, „мир44 с Клембовскими, Гагариными, Багратионами (представителями командного состава, замешанного в мятеже. — Ред.) и прочими корниловцами, мягкость обращения с самим Корниловым и Калединым, — все это яснее ясного показывает, что Керенский на деле восстановляет корниловщину» (Ленин, Соч., том XXI, стр. 145—146). «Керенский  — корниловец, рассорившийся с Корниловым случайно и продолжающий быть в интимнейшем союзе с другими корниловцами... Тайные сделки с корниловцами, тайное кумовство (через Терещенко и К°) с империалистами „союзниками44, тайные оттяжки и саботирование Учредительного собрания, тайные обманы крестьян, чтобы услужить Родзянке, т. е. помещикам (удвоение хлебных цен), вот чем занимается Керенский на деле. Вот его классовая политика» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 212—213).

Подводя итоги корниловскому восстанию, Ленин писал: «Историческое значение восстания Корнилова состоит именно в том, что оно с чрезвычайной силой открыло массам народа глаза на ту истину, которая была прикрыта йприкрывается до сих пор соглашательской фразой эсеров и меныпевиков, именно: помещики и буржуазия с партией к. — д. во главе и стоящие на их стороне генералы и офицеры сорганизовались, они готовы совершить и совершают самые неслыханные преступления, отдать Ригу (а затем и Петроград) немцам, открыть им фронт, отдать под расстрел болыпевистские полки, начать мятеж, повести на столицу войска с „дикой дивизией44 во главе и т. д. — все это ради того, чтобы захватить всю власть в руки буржуазии, чтобы укрепить власть помещиков в деревне, чтобы залить страну кровью рабочих и крестьян» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 138—139). К. полностью разоблачила предательскую сущность соглашательской политики меныпевиков и эсеров. Неизмеримо выросли авторитет и доверие масс к большевистской партии.

Важнейшим итогом борьбы с корниловским восстанием была растущая болыпевизация Советов и солдатских масс. Те же Советы, к-рые после разгрома К. перешли в руки болыпевиков, являлись уже массовыми боевыми организациями, способными на вооруженную борьбу с Временным правительством. Лозунг «Вся власть Советам!», временно снятый после Июльских дней, когда большинство в Советах принадлежало пособникам «контрреволюционного палачества»  — меныпевикам и эсерам, — теперь означая переход власти к болыпевистским Советам и звучал как призыв к вооруженному восстанию, к непосредственной борьбе за диктатуру пролетариата. Партия вновь выдвинула этот лозунг и начала подготовку вооруженного восстания за захват власти пролетариатом, за утверждение его диктатуры.

КОРНИШОНЫ (франц. cornichon), название нескольких сбртов огурцов с мелкими плодами, к-рые снимают очень молодыми вскоре после цветения («пуплята») и делают йз них консервы того же названия. Для приготовления консервов К. употребляют «пуплята» и другиѳ сорта огурцов.

КОРНУОЛ (Cornwall), графство (провинция) в юго-зап. части Великобритании. Территория  — 3.513 км2. Население  — 317, 9 тыс. чел.(1931). К. граничит на В. с Девонширом, на С. и С.-З. омывается Атлантическим океаном, на Ю. и Ю.-З. — Ла-Маншем. К. — холмистая страна, сложенная из гранита и девонских известняков.

Покрытые травой склоны холмов служат пастбищами для многочисленныя: овечьих стад.

Зерновое хозяйство (овес й рожь), садоводство и огородничество сосредоточены в речных долинах и в приморской равнинной полосе. Развито рыболовство (сельдь, камбала). Горная промышленность (добыча олова, меди и железа), развитая здесь уже в древности (олово известно здесь с бронзового века), теперь незначительна. Добывается белая глина (экспорт 700—800 тыс. т в год), а также различные виды строительного и поделочного камня. Крупнейший порт К. — Фалмут (см.).

КОРНУЭЛЬСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, иначе корнваллийский, или корнийский.

Корнуэльский язык принадлежит к бритонской группе кельтских языков и чрезвычайно близок к валлийскому языку. Различают старый (до 14 в.), средний (15—18 вв.) и новый К. я. К концу 18 в. К. я. вымер, вытесненный англ. языком, хотя еще в 19 веке встречались отдельные лица, говорившие на нем.

Помимо топонимики (см.) проникло много корнуэльских слов в местный англ. диалект.