Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/190

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ную роль как регуляторы обмена, инкрет передней доли гипофиза регулирует деятельность половой железы, другой инкрет гипофиза регулирует рост костей и т. д. И химизм тела и состояниѳ нервной системы оказывают воздействие на продукцию гормонов, а последние в свою очередь влияют как на процессы обмена веществ, так и на иннервационныѳ отношения.

По характеру наблюдаемых зависимых изменений можно до известной степени различать физиологические К., если они касаются известных отправлений органов, не приводя к заметным длительным изменениям их строения (в основном обратимые изменения), и морфофизиологические К., если они выражаются в установлении заметных изменений строения органов или их частей (к-рые могут иметь обратимый или необратимый характер), напр. изменения в строении вторично-половых признаков в зависимости от половых желез. Физиологические К. охватывают в высшей степени сложный и разнообразный аппарат, объединяющий все части организма в одно согласованно функционирующее целое. Благодаря этим связям только и возможны целостные реакции организма на те или иные изменения среды.

Примерами таких реакций могут служить терморегуляторные реакции теплокровного животного при изменѳнии окружающей температуры (прилив крови к коже, усиленная деятельность потовых желез, учащение дыхания при повышении температуры) или сложная двигательная и секреторная реакция голодного хищника, замечающего пригодную добычу, и т. п.; вообще нет и не может быть такого процесса в организме, к-рый бы не отражался на других и к-рый, следовательно, не содержал бы явлений корреляции.

Особый интерес имеют морфо-физиологичѳскиѳ К., выражающиеся в зависимых процѳссах образования самой структуры организма.

Именно эта категория зависимостей и была в свое время выдвинута Ж. Кювье под названием корреляции. Такого рода К. в высшей степени характерны для незрелого, еще развивающегося организма. Соответственно мы можем назвать зависимости частей и органов в индивидуальной развитии организма онтогенетическими К. Эти зависимости устанавливаются, так же как и физиологическйе, экспериментально, при изменении или удалении одного из компонентов корреляционной цепи. Современная динамика (механика) развития вскрыла огромное количество такого рода зависимостей в эмбриональном организме животных. Такова, напр., зависимость между осевыми органами зародыша позвоночных, именно — между образованием крыши первичной кишки (зачатка хорды и мезодермы) и закладкой центральной нервной системы или зависимость между развитием глазного бокала и закладкой хрусталика, которая образуется в эктодерме на месте контакта с нею краев бокала. К этого же рода К. относится зависимость между развитием тазового пояса и крестца у наземных позвоночных или зависимость между развитием оперения на ногах у мохноногих кур и недоразвитием четвертого пальца. Во всех этих случаях мы имеем связанные процессы формообразования: при недоразвитии крыши первичной кишки, глазного бокала или тазового пояса недоразвиваются мозг, хрусталик, крестец. Наоборот, при недоразвитии оперения ноги у кур четвертый палец достигает нормаль  — 366

ного размера (обратная зависимость). Подобного же рода К. наблюдаются и на более поздних стадиях развития молодого, еще растущего организма. В этом случае функциональный характер зависимости выражается ярче. Такова, напр., положительная зависимость между органом чувств, его нервом и нервным центром или между развитием мышцы, снабжающих ее кровеносных сосудов и развитием частей скелета, к к-рым данная мышца прикрепляется (значение тренировки или, наоборот, бездействиямышцы). Индивидуальное развитие любого организма по существу представляет собой ряд К. Особенно ясно это можно иллюстрировать на позвоночных животных с хорошо развитой системой эндокринных желез. В наст. время хорошо выяснено, напр., что проявление признаков половой зрелости стоит в связи с началом полной деятельности половых желез (у самцов — семенников, у самок  — яичников).

Функция же половых желез, в свою очередь, находится в зависимости от стимулов, поступающих со стороны передней доли гипофиза; гипофиз, в свою очередь, зависит в своем развитии от других элементов тела и т. д.

Наконец, К. называют также еще соотносительные изменения органов, как они проявляются в эволюции, т. е. в историческом развитии организмов. Такие корреляции Плате предложил называть филетическими, а А. Н. Северцой их совершенно выделяет под названием «координаций». Здесь, прежде всего, зависимость может выражаться в топографических соотношениях — так, напр., изменения величины и формы головного мозга сопровождаются коррелятивными изменениями величины и формы черепной коробки. Затем филетические К. могут выявляться в соотносительных изменениях органов, находящихся в непосредственной функциональной зависимости друг от друга. Так, напр., с прогрессивной дифференцировкой зубной системы у хищного млекопитающего усиливаются его челюсти и челюстные мышцы, увеличивается венечный отросток, а также скуловая дуга и гребни на черепе, к jfr-рым прикрепляются эти мышцы.

Благодаря различным формам К. организм выявляется как одно целое не только в своих временных реакциях, но и в индивидуальном и филогенетическом развитии. Происходящее в филогенезе и онтогенезе развитие К. осуществлявъ с одной стороны, избирательную согласованность сопряженности сдвигов в различных клетках, а с другой, при нечрезмерных воздействиях обеспечивает нек-рую локализацию в процессе возбуждения. Это основывается и на проявляющейся избирательной возбудимости различных тканей к различным физиологическим агентам (напр. дыхательный центр реагирует на такое незначительное изменение концентрации водородныхионов, к-рое практически не влияет на другие нервные клетки, без этого всякая мышечная деятельность делала бы невозможной другую текущую работу нервной ткани; при чрезвычайном же подкислении крови происходит вовлечение всей нервной системы в возбуждение — судороги при задушении). Далее эта избирательность, «направленность» К. основана на том, что по мере развития нервной ткани в ней все более совершенствуется способность к локализации возбуждений (от массового вовлечения всей мускулатуры плода на точечное прикосновение к строго локализированным рефлексам). Точно так жѳ