Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/218

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

потезы охватывают весь круг вопросов о происхождении космических систем и прежде всего вопрос о происхождении нашей солнечной системы. Наблюдения показывают, что солнечная система отличается рядом закономерностей. Все движения планет вокруг солнца происходят вблизи от плоскости эклиптики (см.) и в одинаковом направлении, орбиты спутников расположены вблизи от плоскостей соответствующих экваторов планет, и движения по ним, за исключением некоторых внешних спутникову совершаются в прямом направлении. По своим физическим свойствам планеты явно распадаются на две группы: земных, или внутренних, планет, сходных с землей, и внешних, резко отличающихся от земли своими большими массами, обширными атмосферами и быстрым вращением вокруг оси. Космогонические гипотезы, пытающиеся объяснить, каким образом могла произойти подобная система со всеми ее характерными особенностями, как уже было указано выше, естественно отражают современное состояние астрономической науки и физических наук в целом.

Донаучная К. Первые материалистические космогонические гипотезы датируют с древних времен. Само собой разумеется, что космогонические гипотезы в эпоху зарождещйя науки, напр., космогонические гипотезы греческих философов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Анаксагор и др.), имели скорее характер гениальных догадок, чем научно обоснованных гипотез. Тем не менее и кэтим космогоническим гипотезам можно отнести слова Энгельса, что «в многообразные формах греческой философии имеются в зародыше, в возникновении, почти все позднейшие типы мировоззрения» (Энгельс, Анти-Дюринг, в кн.: Марке и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 340). Известно, что и Кант подчеркивая сходство своих космогонических идей с идеями греческих философов. — Подлинно научные космогонические гипотезы стали возможными лишь после гениальных открытий Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона. — Следует, однако, отметать, что космогоническая концепция Ньютона исключала какую бы то ни было идею о развитии солнечной системы. По Ньютону, солнечная система в том виде, как она предстает перед нами в наст. время, существовала от века, вернее с момента сотворения ее богом. Концепция Ньютона страдала не только метафизичностью, но не была свободна и от влияния теологии. Исходя из абсолютной неизменности природы, Ньютон не мог объяснить, откуда планеты приобрели вращательное движение вокруг Солнца, откуда планеты получили «первый толчок», без обращения к богу.

Небулярные гипотезы. «Первая брешь в этом окаменелом мировоззрении была пробита не естествоиспытателем, а философом. В 1755 г. появилась „Всеобщая естественная история и теория неба“ Канта. Вопрос о первом толчке был здесь устранен; земля и вся солнечная система предстали как нечто ставшее в ходе времени» (Энгельс, Диалектика природы, в кн.: Марке и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 480).

«Впервые было поколеблено представление о том, будто природа не имеет никакой истории во времени»(Энгельс, Анти-Дюринг, там же, стр. 57).

Следует отметать, что Кант имел предшественника в попытке механического объяснения проКосмогонические гипотезы и данные астроисхождения мира в лице Декарта. Но Декарт, номических наблюдений. Космогонические гиподобно Ньютону и по аналогичным соображе  — туры. До возникновения точной науки ставился также и вопрос о происхождении мира в целом и ответ на него давался в форме религиозно-поэтической сказки, отражавшей культурный уровень и условия жизни данного народа.

(Этот вопрос и в наст. время ставится различного рода идеалистами). В этих сказаниях, то скудно-наивных, то высоко-художественных, обычно на мир в целом переносятся результаты повседневного наблюдения над зарождением (из яйца, якобы из воды, из тины и т. п.) и ростом живых существ. Еще сильнее в них сказывается вера в одухотворение всей природы: духи или боги, подобные людям и животным, но более могущественные, «сделали» мир в его современной форме, или же каким-нибудь образом положили ему начало («рождение» мира божеством). На более ранних ступенях культуры всегда предполагается, что бог или боги создают мир из материала, уже существовавшего раньше (вода, глина, хаос и т. п.); идея о сотворении материн или готового мира «из ничего» появилась позже, с развитием умозрительной идеалистической философии, и нашла себе поддержку в христианской церкви, так как всякое увеличение представления о могуществе божества в глазах масс должно усиливать и авторитет церкви как представительницы божества на земле. Народные легенды о происхождении мира представляют интерес для этнографии и истории культуры. Научная материалистическая К. основывается на положении, что «ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материн и законов ее движения и изменения» (Энгельс, Диалѳктика природы, в кн.: Марке и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 492). Поэтому вопрос о «происхождении материн» или «происхождении вселенной» не имеет смысла. Задача научной космогонии состоит в том, чтобы проследить действие зако^нов природы в прошлом так далеко, как это возможно при данном состоянии науки, определить этим путем наивероятнейшее состояние некоторой части мироздания (напр., солнечной или звездной системы) в эту отдаленную эпоху и показать, каким образом из этого состояния могла развиться система в ее современной форме под действием физических законов. Такая К. стала возможной только после открытая основных законов механики и физики, в частности, закона всемирного тяготения.

В результате, начиная с 18 в., были созданы различные космогонические гипотезы, учитывающие влияние основных факторов (взаимное тяготение частиц, центробежную силу, приливообразующее действие других космических масс, излучение и т. д.) и имеющие целью объяснить происхождение и развитие тех или иных космических объектов.

Содержание К., т. е. характер и содержание космогонических научных гипотез, меняется по мере накопления материалов астрономических наблюдений и познания физических законов.

К. 18—19 вв., напр., исходила из представления, что возникновение и гибель миров происходят в результате взаимодействия сил всемирного тяготения и теплового движения. Такая концепция, с точки зрения современной физики, уже неудовлетворительна. Но К. еще не сумела дать объяснение развитию космических объектов на основе современных физич. знаний. Это — задача ближайшего будущего.