Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/220

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

рассеяться в пространстве, не сгущаясь, так как гравитационное взаимодействие ее частиц не может преодолеть разлагающего действия Солнца, зависящего от различной величины его притяжения на разные части сгущения; для того чтобы сгущение оказалось устойчивый и могло бы превратиться в планету, необходимо, чтобы с самого начала его плотность была достаточно велика. Наконец, оставляя в стороне нек-рые частные неувязки (напр., гипотеза Лапласа не была в состоянии объяснить аномальные вращения нек-рых спутников), заметим, что гипотеза Лапласа не может объяснить тот фундаментальный факт, что планеты расположены очень далеко от Солнца. Например размеры земной орбиты в 200 раз превосходят радиус Солнца, а размеры орбиты Нептуна в 6.000 раз. Вследствие этого хотя массы планет малы по сравнению с Солнцем, но соответствуюіций им момент орбитального количества движения относительно очень велик и в совокупности значительно превосходит вращательный момент количества движения самого Солнца.

Для объяснения того, что внешние и разреженные слои, отделившиеся от первичного Солнца, имеют такой значительный момент количества движения, необходимо сделать искусственное предположение, что вращение в первоначальной туманности по каким-то причинам было крайне неравномерным. — По всем этим причинам приходится отказаться от механизма образовавши планет, указанного Лапласом. В среде первоначальной туманности, если допустить ее существование, планетные сгущения должны были возникать самостоятельно как слѳдствиѳ, напр., местных вихрей, образующихся в результате конвективных течений. Из этих сгуіцений лишь достаточно уплотненные были в состоянии выжить и давать начало планетам.

Можно показать, что выжившие планеты должны постепенно увеличивать свои массы за счет окружающей туманности и в конечном счете двигаться по орбитам, близким к круговым и расположенным около плоскости симметрии туманности. В этой гипотезе также постулируется, что Солнце в его современном виде образовалось уже после отделения планет.

Катастрофические гипотезы. Но фактический материал, накопленный в последнее время в отношении различных звездных характеристик (собственных движений, радиальных скоростей, параллаксов, масс, свойств двойных звездных систем и т. п.), не подтверждая небулярную космогоническую гипотезу. Ряд динамических особенностей нашей галактики заставляя предполагать, что продолжительность звездной эволюции чрезвычайно велика и измеряется, возможно, тысячами миллиардов лет, между тем как древность первичных горных пород, принадлежащих к наиболее низким геологическим ярусам, оценивается в результате применения наиболее точных радиоактивных методов в один — два миллиарда лет. Вместе с тем и поддержание солнечного и звездных излучений стали видеть не в простом сжатии, а преимущественно в непосредственном переходе вещества в излучение, что предполагается возможным в звездных условиях и что требует совершенно других масштабов времени.

Таким образом, появилась другая точка зрения, а именно, что перед образованием Земли, а также, возможно, и других планет, Солнце находилось примерно в том же состоянии, как и в настоящее время, и так же мало было способнопроизвести планеты посредством какого-либо внутреннего механизма, как мы предполагаем это теперь. Этому направлению космогонической мысли пришлось, таким образом, прибегнуть к вмешательству внешней силы, и она была найдена в болыпих возмуіцениях и даже в прямом ударе о Солнце со стороны случайно проходящей около нее звезды. Такова основа так наз. катастрофических гипотез, выдвинутых в разное время Мултоном и Чемберлином, Джинсом, Джефрисом и другими. Общее в этих гипотезах заключается в том, что образованно планетной системы рассматривается ими как чрезвычайно редкое явление в галактике.

Вследствие огромных расстояний между звездами только одна звезда на десятки тысяч может в течениё своей жизни испытать болыпие возмущения от близкого прохождения космической) тела и произвести планеты.

Мултон и Чемберлин считают, что огромные протуберанцы, вырвавшиеся из Солнца по противоположные направлениям под влиянием приливных сил со стороны близко проходящей звезды, распались на множество отдельных мелких телец  — «планетезималей», двигающихся первоначально по весьма вытянутым орбитам, к-рые благодаря взаимным неупругим столкновениям постепенно увеличивали свою массу и вместе с тем начинали двигаться по орбитам, все более приближающимся к окружностям. Процесс образования планет из подобной хаотической среды мог занять весьма продолжительное время. В этой гипотезе совершенно неясно образование самих «планетезималей» из вырвавшегося разреженного газа.

Напротив того, по мнению Джинса, близкое прохождение, а согласно Джефрису, даже непосредственный косо направленный удар повели к выбросу из Солнца сплошного потока вещества, который, следя за пролетающей звездой в направлении ее движения, принял искривленную форму бумеранга и распался на отдельные сгустки в результате явления гравитационной неустойчивости, аналогично тому как вытекающая тонкая струя воды распадается на ряд отдельных капель. Эти сгустки должны были перейти в жидкое состояние в течение немногих часов, в противном случае они неизбежно рассеялись бы в пространстве.

Рождение планет, согласно этой гипотезе, происходит почти мгновенно. На этом примере видно, как много еще произвольного в построениях многих современных космогонистов. Один и тот же процесс — близкое прохождение звезд — • приводит по мысли разных авторов к следствиям совершенно различного характера. Согласно гипотезе Джинса, преобразование весьма вытянутых орбит первичных планет в окружности должно было произойти в результате сопротивления газовой среды, явившейся следствием того же прохождения. Однако подсчет показывает, что сопротивление среды является недостаточным для объяснения круговой формы планетных орбит, особенно таких, как Юпитер и Сатурн. Это является одним из слабых мест этой гипотезы, ставящим ее под сомнение.

Укажем еще на следующее обстоятельство.

Наблюдения показывают, что средняя плотность внутренних планет совершенно правильно увеличивается с их размерами. Мы имеем, напр., для Луны, Меркурия, Марса, Венеры и Земли, диаметры которых равны соответственно 3.476, 5.000, 6.770, 12.400 и 12.742 км, среднюю плотность 3, 33, 3, 8, 3, 96, 4, 86,