Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/37

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

тизмом и самым разнузданным великодержавным шовинизмом. В 3-й и 4-й Гос. думе кадеты сохраняют свое положение либеральной оппозиции, но, по формуле Милюкова, это оппозиция не его величеству, а «оппозиция его величества» (заявление П. Н. Милюкова в одной из речей в июне 1909, получившее одобрение совещания деятелей партии, состоявшегося в ноябре—декабре того же года). Кадеты в основном поддерживают политику правительства, голосуют за бюджет, за ассигнование на тюрьмы, за увеличение армии. Особенно резко контрреволюционность кадет сказалась в вопросах, связанных с рабочим законодательством.

Состоявшаяся 2—3/II 1913 в Петербурге конференция К.-д. п. была посвящена подведению итогов избирательной кампании в 4-ю Гос. думу и задачам деятельности к.-д. фракции в Думе. В качестве основных были выдвинуты лозунги всеобщего избирательного права, реформы Гос. совета и ответственности министерства. Конференция высказалась также за совместную «законодательную деятельность в Думе с прочими группами оппозиции и с центром». Кадеты на конференции договорились даже до того, что признали своевременным, «наряду с выставлением упомянутых трех лозунгов, возбудить вопрос о применении более активных тактических мер парламентской борьбы». По поводу решений к.-д. конференции 1913 Ленин писал: «Дело сводится, значит, к тому, что кадеты считают непререкаемым сохранение господства за теперешним господствующим классом, т.-е. за крупными землевладельцами феодального типа... Иначе говоря, „три основные условия“ кадетов, это — предлагаемые либеральной буржуазией условия полюбовного раздела экономических и политических привилегий между феодальным землевладением и капиталом» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 316). Выдвинутые ими положения о всеобщем избирательном праве и о «применении более активных тактических мер парламентской борьбы» были рассчитаны на обман избирателей. «Кадеты видят, что страна левеет, что нарождается новая демократия, и поэтому они играют в левизну, пуская в оборот, через свое совещание, несколько абсолютно ничего не говорящих, совершенно бессодержательных, но но похожих на левые фраз» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 321).

В области внешней политики кадеты полностью поддерживают империалистические, захватнические стремления царизма и крупной русской буржуазии. Милюков неизменно выступает в Гос. думе и в своей печати как проповедник русского империализма. Он разрабатывает планы империалистических захватов в Азии, на Ближнем Востоке и на Балканах. Захват Дарданелл, превращение Черного моря в «русское озеро», усиление позиций царской России в Персии, Монголии, Маньчжурии и Тибете — вот основной предмет внимания и стремлений кадетов в области внешней политики. Кадеты активно участвуют в подготовке империалистической войны 1914. Царское правительство привлекало кадетских лидеров к секретным совещаниям по обороне, на к-рых ассигновались огромные суммы на подготовку войны и намечались ее основные задачи. Великодержавный шовинизм и империалистические тенденции кадетской партии берут решительный верх над более умеренными течениями, к-рые еще держатся за кадетскую программу 1905. Все сильнее растет правое октябристское крыло (Маклаков, Струве), ставящее задачи открыто создать национал-либеральную партию, пойти на сотрудничество с октябристами, на сближение с правыми. Открыто раздаются голоса о пересмотре программы (в области аграрного и национального вопросов), об открытом признании и поддержке столыпинской политики (на деле это уже проводилось) и т. д. Правение К.-д. п. находит выражение в громадном росте прогрессизма, являвшегося не чем иным, как амальгамой кадетизма и октябризма.

На выборах в 4-ю Гос. думу кадеты выступали во многих местах в блоке с октябристами. Этот блок был теснее там (особенно в крупных городах), где политическая реакция испытывала сопротивление со стороны оправившегося после поражения 1906—07 рабочего класса, выступающего под руководством большевиков. На конференции К.-д. п. 5—7/IV 1914 в ничтожном меньшинстве остаются левые кадеты и кадеты, представляющие украинскую буржуазную интеллигенцию, добивающиеся хотя бы скромного признания культурных прав национальностей меньшинства. Конференция проходит под знаком торжествующего великорусского национал-либерализма. Кадетская «Речь» в национальном вопросе переходит на открытые черносотенные позиции. В 4-ю Гос. думу кадеты входят фракцией в 58 депутатов. Их лозунг — беречь во что бы то ни стало «конституцию». Нет компромиссов, на к-рые бы они не пошли во имя этого. И если все же происходят в Гос. думе время от времени стычки между кадетами и правительством, то это потому, что самодержавие не знает пределов в своем наступлении и не скрывает своего намерения упразднить Гос. думу даже в ее октябристском обличии. Кадет Маклаков выступает в Думе с требованием «добить революцию». Ему принадлежит проект нового думского наказа, и он по доверенности октябристов и правых требует зажать рот в Думе представителям рабочего класса и крестьян. Кадетская фракция поддерживает это требование тем, что лицемерно воздерживается от голосования 16/V 1914 при изгнании социал-демократов и трудовиков из Думы на 15 заседаний.

Объявление войны бросает окончательно К.-д. п. в объятия самодержавия и черносотенства. После объявления войны ЦК К.-д. п. немедленно обратился к единомышленникам с призывом отложить «наши внутренние споры» и «исполнить долг российских граждан в предстоящей борьбе». К этому воззванию в заседании Думы 26/VII 1914 присоединилась к.-д. думская фракция. Кадеты торжественно отказываются от всякой оппозиции, участвуют в монархической манифестации, утверждают всякие ассигнования на войну, содействуют распространению шовинистического угара во всей стране. Они сливаются в единую массу с октябристами и черносотенцами. На январской (1915) сессии Думы к.-д. не допустили запроса правительству об аресте большевистской фракции. Свои взгляды на задачи в империалистической войне кадеты изложили в сборнике «Чего ждет Россия от войны» (1915). Здесь под приктырием громких «демократических слов» о свободе народов, о международной справедливости, о защите славян против «тевтонского нашествия» и т. п. содержались требования захвата Галиции, германской и австрийской