Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/371

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

большого деревянного укрепления на холмистом мысу у слияния рр. Неглинной и Москвы; неоднократно выжигался при феодальных распрях и при набегах татар. Политическое возвышение Москвы повело к усиленной застройке и расширению К. Переселившийся из Владимира в Москву митрополит Петр закладывает в 1326 первый каменный Успенский собор.

Около 1330 великий князь Иван Калита окружает К. дубовыми стенами, доведя его протяжение до большой дороги на Орду. В 1367 великий князь Дмитрий Донской воздвигает ограду из белого камня. Как резиденция великого князя и митрополита К. усиленно украшается.

Соборы расписывает А. Рублев (см.) и др.; в 1404 на великокняжеском дворе появляются сделанные сербским мастером первые боевые часы, в К. свозятся все «чудотворные» иконы из захваченных городов; около середины 15 в. перестраивая и украшал скульптурой нек-рые кремлевские здания известный зодчий В. Д. Ермолин; в 1470 купец Таракан сооружает первый каменный жилой дом близ Спасских ворот. Для нового строительства привлекались считавшиеся лучшими псковские мастера. В конце 15 в.

Москва становится центром объединенного государства, освободившегося от татарской зависимости. Брак великого князя Ивана III с греческой царевной Софией Палеолог укрепляет связь с Западом, и в Москву вызываются итальянские строители, из к-рых наиболее видным был Аристотель Фиораванти. Им в 1479 был построен существующий ныне Успенский собор.

В 1484 рядом с соборами возведено казнохранилище. В 1485 с наиболее угрожаемой москворецкой стороны началось возведение новых стен и башен, в основном дошедших до нас; при этом территория К. была расширена до теперешних пределов, имея в окружности 2, 1 км; в 1508 Алевизом устроен ров по Красной площади, наполненный водой из Неглинной и отгородивший, К. от посада; окружавшие К. постройки были отодвинуты на 200 м; через Неглинную у Троицких ворот сооружен первый каменный мост. Соларио и Руффо построили в 1491 для торжественных приемов в Кремле Грановитую палату; так же как и возведенный Алевизом Новым в 1509 Архангельский собор (усыпальница великих князей), это здание по своему декоративному облику имело вполне итальянский характер; в 1505 Бон Фрязин начал постройку Ивановской колокольни (окончена в 1600). К., окруженный высокими стенами и башнями, с нарядными каменными зданиями соборов и палат великого князя и боярства, резко выделялся на фоне сплошь деревянного города; некоторое представление о его виде дает первое из имеющихся изображений Москвы  — схематический чертеж имперского посла Герберштейна, приезжавшего в 1517 и 1526. Частые пожары опустошали густо застроенный К.

В течение второй половины 16 в. строительство было незначительно тем более, что Иван IV, после учреждения в 1565 опричины, удалился на ряд лет в Александрову слободу. В правление Годунова в 1585 установлены часы над Спасскими и Троицкими воротами; в том же году была построена новая Посольская палата, значительно расширены остальные приказы, расположенные близ Архангельского собора; в 1586 Андр$ем Чеховым отлита Царь-пушка; около Ивановской колокольни итальянцем Чиноппи устроен первый «бархатный» ткацкий двор, вскоре закрывшийся. К этому времениотносится первое точное изображение К. на т. н. Годуновском чертеже, изданном в 1663 в Амстердаме; на нем воспроизведены все соборы, монастыри, терема, боярские дворы, приказы, подворья и пр. События 1605—13 произвели значительные разрушения зданий, для исправления к-рых были стянуты каменщики со всей страны; в 1625 англичанином X. Галовеем надстроен шатровый готический верх Спасской башни, украшенный статуями, погибшими в один из очередных пожаров. В 1633 тот же мастер «возвел воду» на угловую Свиблову башню, устроив «хитростройным художеством» водоснабжение дворцовых помещений. Самые царские терема — дворцы 15 в. — в 1636 надстроены на 3 яруса мастерами Огурцовым, Шарутиным и др.

Главный въезд в Кремль был через Спасские ворота, ведшие на Ивановскую площадь, где перед приказами постоянно толпился народ, сидели подьячие, строчившие за деньги жалобы и заявления; тут читались указы и приводились в исполнение приговоры с телесными наказаниями. Бояре и придворные чины собирались на «боярской площадке терема», ожидая вызова или поручения. Самый въезд в К. был регламентирован: только бояре могли подъезжать к царскому двору, остальные должны были спешиваться поодаль; запроход мимо царского терема с оружием подвергались пыткам; застенок был в Константино-Еленинской башне. В 1648 возмущенный непосильными налогами народ проник в К., требуя выдачи ненавистных бояр Морозова и Л. Плещеева; последний был растерзай самосудом. Около 1650 И. Д. Милославский построил свой дом, впоследствии отошедший к царю и переименованный в потешный дворец. В 1655 патриархбм Никоном возведен Патриарший дом, расположенный за Успенскйм собором; через 11 лет тут же происходил суд над владыкой за попытку «возвысить свою власть до уровня царской».

К 1680, в связи с усложнением правительственного аппарата, здания приказов были значительно расширены и вытянуты по всему краю холма. Тогда же надстроены шатрами, крытыми черепицей, все башни крепостной ограды. В 1684, в правление Софии и Голицына, украшен новым парадным фасадом Посольский приказ, окна Грановитой палаты увеличены и снабжены существующими наличниками в духе барокко. В 1682—90 К. был свидетелем бурных диспутов «о вере»; сюда сбегались стрельцы и посадские люди с требованиями о расширении своих прав, о смене правящих лиц; характерно, что при первом же «бунте» народная ненависть обрушилась на Холопий приказ, подвергшийся разгрому. К концу 17 века почти вся территория К. состояла в ведении правительства, в нем имелось всего 5 боярских дворов, из остальных частных владений 9 принадлежали патриарху и монастырям и 29 дворов были заняты местным духовенством, образовавшим «поповскую слободку». При Петре I, после большого пожара 1701, на месте сгоревших дворов у Никольских ворот начата немцем Конрадом постройка Арсенала. Лз опасения прихода шведов К. в 1707 был укреплен земляными «болверками». Перенос столицы в Петербург ухудшил состояние Кремля; ремонт дворцовых зданий был произведен лишь в 1724 к коронации Екатерины I. В 1737 московский пожар снова выжег Кремль; здесь пострадал начатый отделкой Царь-колокол ма-