Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/38

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

частей Польши, Константинополя, проливов, Турецкой Армении.

Поражение царских войск весной и летом 1915 и разруха в тылу очень скоро вскрыли гниль самодержавия и неспособность царской России к длительной войне. Нарастало революционное движение пролетариата. Надвинулось сознание катастрофы. В Гос. думе Милюков 18/VI 1915 говорил о «патриотической тревоге». Сначала на июньской конференции партии, а затем на летней сессии Гос. думы Милюков бросает лозунг создания «министерства, пользующегося доверием страны». В августе 1915 под руководством Милюкова был создан т. н. прогрессивный блок, в него вошли к.-д., октябристы, националисты, центр, прогрессисты. Предсказание Ленина о слиянии кадетизма и октябризма оправдалось целиком, война его лишь ускорила. В августе (1915) было закончено составление программы блока. Суть программы: борьба с революцией и продолжение войны до победы. Разумеется, о серьезной борьбе с правительством не было и речи. Блокистская оппозиция лишь требовала уступок от власти, расширения прав буржуазии, обновления министерства, примирения противоречий национальных и классовых. Содержание «патриотической тревоги» Милюкова полностью развернуто было на конференции кадетской партии 23—24/X 1916. Даже по признанию присутствовавших на этой конференции агентов охранки это был «непомерный страх перед революцией» (см. «История Гражданской войны в СССР», т. I, М., 1936, стр. 77). Оставаясь на позиции доведения войны до победного конца и осуществления всех империалистических задач, кадеты больше всего боялись, как бы революция этому не помешала. Обанкротившееся самодержавие, обнаруживавшее стремление выйти из войны путем сепаратного мира с германским империализмом, становилось на пути великодержавных мечтаний русской буржуазии. Буржуазия пыталась предупредить нараставшую и неизбежную революцию дворцовым и военным заговором, устранением Николая II. Обвинение придворных кругов во главе с царицей и Распутиным в измене было подготовкой такого заговора, в к-ром кадеты принимали участие вместе с Пуришкевичем. В Гос. думе 1/XI 1916 Милюков выступил с известной своей речью, в к-рой конкретные обвинения против ставленника германофильских придворных кругов Штюрмера сопровождались повторяющейся фразой: «Что это — глупость или измена». Революция, однако, опередила дворцовый переворот.

27/II рабочие и солдаты, руководимые большевиками, смели до основания монархию Романовых, создали Совет рабочих и солдатских депутатов. 27/II к.-д. вошли в организованный буржуазией временный комитет Гос. думы с целью предотвратить «бунт черни». До последнего момента Милюков отстаивал необходимость сохранения монархии. Однако под давлением революционных рабочих масс к.-д. пришлось свернуть свое монархическое знамя. Попытка Милюкова провозгласить царем вместо свергнутого народом Николая Романова его брата Михаила кончилась крахом. Вслед за Николаем вынужден был отречься от престола и Михаил Романов. Благодаря соглашательской политике меньшевиков и эсеров, получивших большинство в Совете рабочих и солдатских депутатов, 2/III создалось Временное правительство буржуазии. Оно было образовано по старому списку, выработанному еще до Февральской буржуазно-демократической революции, на основе соглашения между кадетами и октябристами в ожидании «мирного» дворцового переворота. В первый состав Временного правительства вошли кадеты Милюков, Некрасов, Мануйлов, Шингарев. Руководящая роль во Временном правительстве принадлежала кадетам. К.-д. сохранили полностью государственный аппарат царской России, ограничившись лишь внешними переменами и назначив, напр., вместо губернаторов губернскими комиссарами председателей губернских земств, к-рые служили в большинстве случаев не по выбору, а по назначению.

11/III пленум ЦК кадетской партии постановляет: 1) созвать на 25/III партийный съезд; 2) предложить съезду внести в программу пункт о демократической республике; 3) по аграрному вопросу приступить к выполнению программы по окончании войны; 4) признать желательным присутствие на съезде членов Гос. думы мусульман-кадетов, а также поездку членов парламентской фракции на места. Состоявшийся 25/III (7/IV) съезд кадетской партии пересмотрел партийную программу в части, касающейся государственного строя. По заявлению докладчика Кокошкина, вопрос о государственном строе является вопросом не принципиальным, а тактическим. Высказываясь за то, что Россия должна быть демократической парламентарной республикой, Кокошкин указал, что 11 лет назад говорить о республике было нецелесообразно, теперь же условия изменились коренным образом. В свою программу К.-д. п. вынуждена была включить лицемерный, лживый пункт о парламентарной республике. В действительности К.-д. п. оставалась защитницей манархии, отложив лишь защиту ее до более благоприятного времени. По аграрному вопросу съезд не пошел далее заявления о необходимости пересмотра своей старой аграрной программы и избрания особой комиссии для разработки аграрного вопроса к следующему партийному съезду. Программа К.-д. п. в сущности оставалась старой. В период с марта по июль 1917 к.-д. активно борются за ликвидацию двоевластия, за единовластие буржуазии. К.-д. п. становится центром собирания сил всей контрреволюции, центром борьбы с большевиками и революционными массами. Все социальные вопросы, волновавшие массу, — мир, хлеб, земля — откладывались до Учредительного собрания, а созыв Учредительного собрания откладывался на неопределенное время. Крестьян за выступления против помещиков министерство Шингарева привлекало к уголовной ответственности, а затем кадетское Временное правительство начало подавлять силой все крестьянские выступления. Милюков в звании министра иностранных дел продолжал царскую империалистическую политику, как-будто ничего в стране не изменилось, как-будто народ не выразил своего враждебного отношения к империалистической бойне. Нотой Милюкова от 13/IV союзники были извещены о соблюдении Россией царских грабительских договоров о войне до победы. Контрреволюционная внешняя политика Милюкова и была причиной первого министерского кризиса. Выйдя в отставку, Милюков остается вождем контрреволюционной буржуазии и собирается в русских условиях повторить историческую роль