Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/40

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

вел переговоры с представителями Антанты и австро-герм. коалиции, одинаково умоляя и ту и другую сторону ввести войска на территорию России для борьбы с Советской властью.

Осуществляя теснейший контакт с международными интервентами и во имя контрреволюционных целей не останавливаясь перед любым предательством и изменой родине, кадеты с готовностью шли на различные сделки по закабалению русского народа западно-европейскими державами. «Мы всегда говорили, — и революции это подтверждают, — что, когда дело доходит до основ экономической власти, власти эксплуататоров..., когда, повторяю, дело доходит до частной собственности капиталистов и помещиков, они забывают все свои фразы о любви к отечеству и независимости. Мы прекрасно знаем, что кадеты, правые эсеры и меньшевики по части союза с империалистическими державами, по части заключения грабительских договоров, по части предания родины англо-французскому империализму побили рекорд... И выступление левых эсеров, которые вздумали втягивать в войну ради интересов ярославских белогвардейцев Российскую Республику, достаточно ясно показывает, что, когда дело касается до классовых прибылей, буржуазия продает родину и вступает в торгашеские сделки против своего народа с какими-угодно чужеземцами» (Ленин, Соч., т. XXIII, стр. 158). Вдохновители буржуазно-помещичьей контрреволюции, кадеты, оказывали активную поддержку всем белогвардейским правительствам и входили в состав большинства последних. По согласованию к.-д. «Союза возрождения России» с иностранными генералами (Жаненом и Ноксом) в ноябре 1918 была разогнана Уфимская директория (см.) и верховная власть передана «верховному правителю» — адмиралу А. В. Колчаку (см. Колчаковщина). П. Н. Милюков активно поддерживал Деникина, В. А. Маклаков был послом в Париже белогвардейских правительств Деникина и Врангеля. «Национальный центр», возглавляемый кадетом Щепкиным, рассчитывая на приход Деникина в советскую столицу, готовил в 1919 белогвардейское восстание в Москве. П. Б. Струве принимал участие в правительстве Деникина, был министром у Врангеля. Член «Национального центра», кадет Н. И. Астров, избранный в сентябре 1918 в члены контрреволюционного Временного всероссийского правительства (т. н. Уфимской директории), был затем членом особого совещания при Добровольческой армии, член ЦК К.-д. п. М. М. Винавер был министром внешних сношений белогвардейского правительства в Крыму в 1919. Предательство, измена родине, заключение всякого рода кабальных сделок с интервенционистами против своего народа остаются постоянной политикой кадетов. Лидерам кадетской партии принадлежит виднейшая роль в контрреволюционных выступлениях в эмиграции (см.). Бывшие кадеты, сохранившие идейные и организационные связи со своими единомышленниками в эмиграции, занимали места на скамье подсудимых в процессах контрреволюционных вредителей, диверсантов и шпионов (Шахтинский процесс, дело Промпартии).

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО буржуазии, совокупность норм, определяющих устройство и деятельность органов власти в конституционном государстве.—Весьма широкое распространение нормы К. п. получили ко времени мировой империалистической войны, когда громадное большинство государств перешло к конституционным формам правления. Но за последние годы фашизм вывел целый ряд стран из строя конституционных государств. В то же время государства, сохранившие конституционное правлѳние и К. п., как Англия, Франция, США и нек-рые другие, далеко отошли в своем правовом обиходе от обычного в довоенную эпоху типа К. п., в виду значительного падения роли парламентов, громадного расширения фактической власти министров и господства «исключительных» полномочий исполнительной власти, ставших вполне обычными. В связи с этим классовая сущность, условность и ограниченность построений буржуазного К. п. выступают особенно явственно.

КОНСТИТУЦИЯ, основной закон государственного устройства данного общества, опрѳдѳляющий участие народных представителей в законодательстве и управлѳнии государством. К., как правило, кодифицируется в одном или нескольких официальных письменных документах.—Марксистско-ленинская теория государства учит, что К. данного государства есть результат классовой борьбы, что она устанавливается победившим классом (см.: Энгельс, Письмо к Иосифу Блоху от 21/ІХ 1890, в кн.: Маркc, Избранные произвѳдѳния, т. I, 1935, стр. 293). К. является юридическим выражением соотношения сил в классовой борьбе. В. И. Ленин дал блестящее определение сущности К. Он писал: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе. Фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся» (Ленин, Соч., т. XIV, стр. 18). В то время как буржуазные теории государства, изображающиѳ К. как воплощение разума, вѳчных идей и т. п., ограничиваются исключительно внешними, формальными определениями К., говоря, что бывают К. монархическиѳ и демократические, унитарные и федеративные, «гибкие», или «подвижные», и «негибкие», или «малоподвижные», марксизм-ленинизм подчеркивает, что К. должны различаться прежде всего по их классовой сущности. Марксистско-ленинская теория государства признает необходимость анализа и формальных особенностей конституций, ибо в них отражается до известной степени соотношение классовых сил в данном государстве, различные этапы в истории развитая буржуазии и т. п. Так, наличие монархических К. свидетельствует о том, что буржуазия, к-рая «не может не сознавать задержку промышленного и общественного развитая абсолютизмом», однако «боится полной демократизации политического и общественного строя и всегда может вступить в союз с абсолютизмом против пролетариата» (Ленин, Сочинения, том II, стр. 177).—Наиболее типичными монархическими конституциями являются конституции—испанская 1812, португальская 1822, германская имперская К. 1871. Типичными буржуазно-демократическими К. являются современная французская К., германская Веймарская 1919, К. США. Иногда, однако, монархические К. (в Англии, Швеции, Дании и др. странах), отражавшие в свое время компромисс между