Страница:БСЭ-1 Том 34. Конкурс - Крестьянская война (1937).pdf/9

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ко с подготовкой бойца, но и с подготовкой (выездкой) лошади. Выезженная лошадь лучше сохраняется, более отвечает требованиям кавалерийской службы, сохраняет силы всадника, способна к большим напряжениям. Боевая служба К. требует от всадника уверенного управления лошадью, а от кавалерийского коня  — послушания, ловкости и выносливости.

Конный спорт — скачки, пробеги и т. д. — способствует выработке смелых, решительных ездоков, хладнокровно решающих и быстро действующих, т. е. таких, каких требует боевая служба кавалерии.

Исторический очерк. Древняя Ассирия и Иран (Персия) дают самый ранний образец армий, включавших, кроме пехоты и колесниц, и К. Всадник сидел на неоседланной лошади, потом — на подстилке; позднее введено было нечто вроде подушки, а затем и высокое седло.

Такова же была и К. позднейших восточных народов. Греческие армии являются первыми, об организации к-рых имеются обширные и более точные сведения. Греки были создателями регулярной К., и она в составе их вооруженных сил после 4 в. до хр. э. прйобрела очень большое значение. В сформированной Филиппом Македонским 30  — тысячной постоянной армии было 3 тысячи К. Сын его Александр был организатором превосходной кавалерии (димахосы) и сам являлся выдающимся предводителем К. В руках Александра К. решила участь ряда сражений (при Гавгамеле и др.). Римская армия состояла из превосходной пехоты; конница же ее не отличалась хорошими качествами. Немногочисленная римская К. предпочитала сражаться спешившись. Лошади были плохой породы, а всадники не обладали искусством верховой езды. Карфагенские полководцы Амилькар и Аннибал организовали, кроме наемной нумидийской иррегулярной К., отряд первоклассной регулярной К., который почти во всех случаях обеспечивал им победу. Была использована превосходная по качествам берберийская лошадь; укомплектовывалась эта К. главным образом испанцами. Карфагенская К. сыграла решающую роль в сражении при Каннах (см.). В Средние века К. прйобрела первенствующее, решающее значение в вооруженной борьбе. Сплошь покрытые доспехами, на взмундштученных лошадях рыцари, атакующие в правильном строю, явили собой образец тяжелой К.; они строились в одну шеренгу и действовали в одиночку. Однако эта кавалерия была чересчур громоздка, неповоротлива и медлительна. Германское рыцарство успешно сражалось в течение 10 века с венгерской конницей; испанское  — с лаврами. Но во время Крестовых походов (1096—1270), находясь в условиях непривычно го театра войны, рыцарство терпело поражения в борьбе с азиатской К. — Монгольская конница отличалась высокими качествами. Изобилие лошадей в Средней Азии дало возможность Чингисхану располагать массами К.; у каждого почти всадника было две лошади. Конные массы татар победоносно прошли через Русь, Польшу, Силезию, Моравию, Венгрию и одержали решительную победу над польскими и немецкими рыцарями в Силезии у Лигница в 1241. Видную роль К.

(дворянская) играла в составе старой польской армии («гусары»), особенно в 17 в.

С появлением в 14 в. артщллерии, а с 16 в. и ручного огнестрельного оружия К. стала сама применять в бою огнестрельное оружие,и к 17 в. К. превратилась в ездящую пехоту, отказавшись от ударной тактики. Из такого состояния К. вывел, хотя и не надолго, Густав Адольф Шведский. К. должна была действовать в конном строю с палашом в руке и не заниматься стрельбой. В 17 веке численность кавалерии возросла необычайно. Пропорция К. в составе армий достигла в 30  — летнюю войну до 2/б  — 1А их состава. Выдающиеся полководцы 17—18 вв. (Карл XII, Кромвель, Тюренн, Евгений Савойский) целесообразно использовали К. В начале 18 в. Петр I, создав регулярную армию, создал и регулярную К. драгунского типа. Бои при дер. Лесной в 1708 и под Полтавой в 1709 представляют собой высокие образцы использования К., действующей на коне или спешившись. Петр I явился и создателем конной артиллерии. Фридрих Великий (в середине 18 в.) был организатором превосходной К., доведя ее организацию, выучку, воспитание и тактику до высокой степени совершенства.

Конница французских революционных армий, в начальный период их действия, была неудовлетворительна. Наполеон употребил напряженные усилия для того, чтобы улучшить франц. кавалерию, и после обучения в Булонском лагере она значительно усовершенствовалась. С 1809 Наполеон располагая крупными конными массами, в значительной своей части состоявшими из немцев и поляков (шволежеры и уланы). Относительная численность К. в наполеоновской армии достигла L/s общего ее состава. Конная атака производилась колонной, что иногда приводило к огромным потерям (Бородино, Ватерлоо). После 1815 главное вниманиѳ было сосредоточено на выучке виртуозной верховой езде в манеже, на дрессировке лошади и уходе за ней, доведенном до уродливого педантизма; лошади, изломанные дрессировкой, стали неспособны к полевой службе. Обнаружившаяся ввойнах [Восточной (1853—56) и Итальянской (1859)] несостоятельность К. была приписана влиянию возросшей силы огня, и отсюда возникло мнение, что К. отжила свой век.

Следствием этого было повсеместное значительное сокращение численности К. Иначе, однако, оцѳнил значение конницы Энгѳльс, который в 1859 писал: «несмотря на преобладающую роль пехоты в сражениях, кавалерия все же остается необходимым родом войск и всегда останется таковым; и в настоящее время, как и прежде, ни одна армия не может начать боевые действия с надеждою на успех, если она не имеет кавалерии, умеющей хорошо ездить верхом и сражаться» (Энгельс, Кавалерия, [статья из «Новой Американской энциклопедии»], в кн.: Марке и Энгельс, Соч., т. XI, ч. 2, стр. 465). Уже гражданская война в США (1861—65) подтвердила правильность мнения Энгельса; она показала, что при надлежащей боевой подготовке конница способна успешно действовать и в современных условиях войны.

Конница южан в Американской войне под руководством Стюарта дала превосходные образцы стратегической деятельности крупных кавалерийских масс.

После Франко-прусской (1870—71) и Русско-турецкой (1877—78) войн, во время к-рых К. действовала малоуспешно, К. всех европейских государств была вооружена ружьем, почти одинаковым с пехотным, и в обучении ее обращено было особое внимание на скорость движения и выносливость и на способность маневрировать в массах. В Русско-японскую войну