Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/197

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ,

восознание.

см. Пра — РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВОЙНЫ французской буржуазной революции конца 18в., название войн, которые вела Франция в период буржуазной революции против коалиций европейских монархий, точнее — войны Франции с так называемой первой коалицией (1792—97).

Являясь продолжением революционной политики франц. народа в данный период, Р. в. развивались вместе с самой революцией, достигли своего наибольшего развития в период якобинской диктатуры, а затем после победы буржуазии и гибели революции под пятой бонапартовского режима постепенно превратились из революционных, оборонительных, народных, прогрессивных войн в захватнические, грабительские войны Наполеона I. Буржуазная историография, как правило, игнорирует это существенное принципиальное различие между Р. в. и Наполеоновскими войнами.

Однако, не говоря уже о войнах периода Консульства, даже ряд военных предприятий Директории, как итальянский поход Бонапарта 1796—97, лишь в слабой степени отражает революционный дух войн Конвента, а Египетская экспедиция 1798—1801 уже представляет собой яркий пример войны чисто захватнической. Поэтому единственно правильным будет ограничить историю революц. войн периодом войны с первой коалицией, относя историю войны со второй коалицией (1799—1802), как и войн с последующими коалициями, к истории Наполеоновских войн (см. Наполеон I) 20/IV 1792 Законодательное собрание Франции объявило войну Австрии (которая была связана заключенным в феврале военным союзом с Пруссией), поддерживавшей контрреволюционную эмиграцию и внутреннюю контрреволюцию и открыто готовившейся к вооруженному нападению на революционную Францию.

Франция встречала войну совершенно неподготовленной. Старая, королевская армия находилась в состоянии распада. Объявленный в 1791 набор добровольцев внес в армию новые раздоры между линейными войсками и волонтерами, имевшими специальную форму, избиравшими свой командный состав и получавшими повышенное жалованье. Несмотря на новый набор добровольцев в начале войны, французская армия имела меньше 150 тыс. чел. вместо предполагавшихся 400 тыс.

Если прибавить измену генералитета и предательство двора, то поражение революции казалось предрешенным. Действительно, наступление франц. войск в Бельгии проводилось крайне нерешительно; линейные войска избегали столкновений с неприятелем, частные успехи не развивались. 18/V генералитет решил приостановить военные действия. Дюмурье и его ставленник военный министр Серван саботировали организацию войны, а Лафайет прямо предложил австрийцам свои услуги, чтобы пойти на Париж, разгромить революцию и восстановить королевский абсолютизм. Коалиция, войсками к-рой командовал герцог Брауншвейгский, использовала прекращение французами активных военных действий для подготовки собственного наступления.

Но первые неудачи на фронте вызвали серьезные волнения в стране. Предательская роль «австрийского комитета» (как называли ближайшее окружение королевы) была ясна. 10/VIII 1792 революция покончила с королевской вла 388

стью и объявила выборы в Конвент. Еще 22/VII Национальное собрание провозгласило лозунг «отечество в опасности» и произвело набор 200 тыс. добровольцев. 19/VIII Лафайет бежал за границу, потерпев полную неудачу в попытке увлечь за собой армию. Известие о революции 10/VIII было встречено сочувственно в армии, она была полна революционного энтузиазма. Однако измена и разруха делали свое дело. 30/VII перешли в наступление войска коалиции. 16/VIII они вступили на территорию Франции. 23/VIII пала крепость Лонгви, 30/VIII был осажден Верден, павший 1/IX; в то же время вспыхнули контрреволюционные восстания внутри страны.

Но революционные события августа — сентября внутри страны обеспечили решительный перелом. Тысячи добровольцев отправились на фронт; ряд решительных мер принудил генералов перейти к активным действиям.

20/IX при Вальми герцог Брауншвейгский натолкнулся на стойкое сопротивление соединившихся армий Келлермана и Дюмурье. Атака пруссаков была отбита. «Канонада при Вальми» имела огромное моральное значение.

Впервые импровизированная революционная армия одержала победу над знаменитой прусской фридриховской армией. Присутствовавший при этом сражении Гёте сказал: «С этого места и с этого дня начинается новая эра мировой истории». — Победа при Вальми открыла целую серию побед революционной армии. 6/XI в бою близ деревни Жемапп (недалеко от Монса) Дюмурье наголову разбил австрийцев, потерявших 4.000 убитыми, через месяц вся Бельгия была в руках французов.

С присоединением к коалиции Англии, Голландии, Испании, а также итальянских и немецких государств положение Франции ухудшилось. Измена Дюмурье, сдавшего неприятелю ряд пунктов в Нидерландах и 4/1V бежавшего к австрийцам, ликвидировала все успехи французов в Бельгии. К лету 1793 республика была окружена железным кольцом войск коалиции, французские армии отступали; 26/VIII англичане заняли Тулон. Враг снова был на территории Франции. Опять вспыхнули контрреволюционные восстания внутри страны.

Ответом на наступление коалиции и на угрозу победы контрреволюции была новая революция 31/V  — 2/VI.

Решительные меры, принятые правительством якобинской Диктатуры в лице Комитета общественного спасения (см.), последовательное применение революционного террора принесли блестящую победу революции. Якобинцы сумели сделать войну народной, массовой революционной войной. Еще в феврале 1793 Конвент принял декрет о наборе 300 тыс. человек.

К осени 1794 армия достигала 1.200.000 чел.

Освобожденный от феодальных пут французский крестьянин знал, за что он борется, и это одно давало ему неизмеримый перевес над хорошо вымуштрованным солдатом армий коалиции. Летом 1793 была произведена т. н. «амальгама», реформа системы построения армейских частей: линейные части и батальоны волонтеров отныне сливались вместе, причем два добровольческих и один линейный батальон образовывали полубригаду; дисциплина и выучка линейных войск соединялись с энтузиазмом и преданностью волонтеров. Одновременно изменилось и лицо командного состава. Вместо предателей-аристократов или купивших